ЕФИМЬЕВ Дмитрий Владимирович

ЕФИМЬЕВ Дмитрий Владимирович [1768—1804]. Происходил из небогатой и многодетной семьи помещика Устюжского у. Новгородской губ., армейского офицера. Подростком был определен на казенный счет в Арт. и инж. корпус, из которого в 1789 выпущен в полевую артиллерию штык-юнкером.

Первую и самую удачную комедию Е. написал еще кадетом, вероятно при поощрении Я. Б. Княжнина, преподававшего в Kopпусе словесность. В «Послании к тpeм грациям» (1790) Княжнин приветствовал дебют Е., противопоставив его драматургам-профессионалам («Ефим, любезный новичок, Сбил мастера своею драмой с ног»). Сюжет «Преступника от игры, или Братом проданной сестры» (пост 27 авг. 1788) сугубо мелодраматичен и имеет литературные параллели (ср. «Тамбовскую казначейшу» М. Ю. Лермонтова). Однако он мог напоминать рус. зрителям не менее невероятные факты реального судейского и крепостного произвола. В Петербурге широко знали разбиравшееся самой императрицей дело Кроткова, записанного сыновьями в крепостные и проданного вместе с принадлежавшей ему деревней (см.: Благово Д. Рассказы бабушки. СПб., 1885, с. 329). Злободневной была также критика азартных карточных игр, с которыми безуспешно боролось правительство. Некоторые бытовые сцены в пьесе Е. (уловки должника против неумолимых кредиторов, бегство от преследования магистратских чиновников и др.), опрощенные образы слуг-наперсников (Семен и Марина) открывали возможности для живой актерской игры. Поэтому, несмотря на авторский ригоризм (жесткое противопоставление Безрассуда и добродетельного Честана, влюбленного в Прелесту), несколько вялый диалог и ошибки в стихосложении, пьеса имела успех и длительную сценическую жизнь (ставилась вплоть до 1820-х гг. при участии таких известных актеров, как Я. Е. Шушерин, С. Н. Сандунов, К. П. Кавалеров; выдержала четыре издания — 1788, 1790, 1793 и 1821). Литературная неопытность автора сильнее сказалась во второй пьесе — «Вояжер, или Воспитание без успеха» (пост. 29 апр. 1789; текст неизв.), которая, вероятно, была посвящена традиционной теме галломании. На эрмитажной сцене комедию постигло фиаско, и А. В. Храповицкий записал в дневнике (24 сент. 1789), что Екатерина II после представления порекомендовала автору изучить известное руководство «Pratique du théâtre» Ф. д’Обиньяка. По назв. известна еще одна пьеса Е. — «Следствие “Братом проданной сестры”», но сведений о ее постановке не сохранилось. Содержание стихотворной комедии Е. «Театральное предприятие», поставленной на домашнем театре А. С. Шишкова (между 1808 и 1811), пересказал С. Т. Аксаков в «Воспоминании об А. С. Шишкове».

Приступив к армейской службе, Е., очевидно, прекратил заниматься литературой. В 1792—1794 он имел чин подпоручика. Быстрому продвижению по службе помогли близкие отношения с директором Арт. экспедиции, а затем инспектором артиллерии А. И. Корсаковым и его секретарем А. В. Казадаевым, соучеником Е. по корпусу (письма Е. к Казадаеву — ГПБ, ф. 325, № 34). В 1800—1801 Е. в чине полковника командовал батальоном 3-го артиллерийского полка, расквартированного в Несвиже (Литва).

К последним годам жизни Е. современники относили оставшийся незавершенным стихотворный перевод «Орлеанской девственницы» (до сер. песни 11). Е. не стремился к точной передаче фр. оригинала, но, опираясь на стилевую традицию ироикомической поэмы, сумел передать непринужденную манеру повествования Вольтера. Списки перевода (известно более десяти) обращались до кон. XIX в. В 1850-х гг. труд Е. был продолжен и завершен И. В. Стремоуховым.

Лит.: Евгений. Словарь, ч. 1 (1845); Ломан Н. Л. Ист. обозр. 2-го Кадет. корпуса. СПб., 1862; Модзалевский Б. Л. Ефимьев. — В кн.: Энцикл. словарь / Брокгауз и Ефрон, 1894, т. 22; Берков. История комедии (1977); Заборов (1978).

В. П. Степанов