СПЕНСЕР (Spenser) Эдмунд (1552?–1599)

СПЕНСЕР (Spenser) Эдмунд (1552?–1599), английский поэт эпохи Возрождения; к его главным произведениям относятся: пасторальная поэма из 12 эклог «Календарь пастуха» («The Shepheardes Calender conteyning twelve aeglogues proportionable to the twelve monthes», 1579), сочетающая аллегорию с тонкими и свежими для своего времени описаниями природы в разные месяцы года; цикл сонетов «Аморетти» («Amoretti», опубл. 1595), развивавший традиции английского петраркизма; аллегорическая поэма «Королева фей» («The Faerie Queene», нач. ок. 1578, напеч. 1590–1596), задуманная как национальная эпопея в традициях античного эпоса (Гомер), поэм Л. Ариосто и Т. Тассо, в 12 кн. по 12 песен в каждой (написаны 6 кн.), по мотивам легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. С. ввел в поэзию особый вид строфы, получившей название по его имени. Поэзия С., отличавшаяся богатством фантазии, виртуозным изобразительным мастерством, звучностью и мелодичностью стиха, обширностью и гибкостью словаря, в котором современная для С. лексика умело сочеталась с архаизмами, высоко ценилась английскими романтиками XIX в. и оказала большое влияние на их творчество; усвоена была ими «спенсерова строфа», которой, в частности, написана поэма Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Представление П. о творчестве С. сложилось, видимо, из суждений, оценок и сведений, содержавшихся в известных ему историях и обзорах английской литературы, текущих рецензиях и отзывах и других вторичных источниках. В статье «О поэзии классической и романтической» (1825) и в первоначальной редакции статьи «О ничтожестве литературы русской» (декабрь 1833 – март 1834) он упомянул С. как представителя романтической поэзии в одном ряду с Данте, Л. Ариосто, Д. Мильтоном, У. Шекспиром, Л. ди Камоэнсом и другими, назвав из его произведений «Царицу волшебниц» (Акад. XI, 37, 509, 511, 515). Отводя в «<Опровержении на критики>» (1830) обвинение в безнравственности «Графа Нулина» ссылкою на «творцов шутливых повестей», П. включил в их число, вместе с Д. Боккаччо, Л. Ариосто, Ж. де Лафонтеном, Д. Чосером, Байроном и другими, также и С., имея, возможно, в виду его сатирическую притчу «Сказка матушки Губерд» («Mother Hubberd’s Tale», опубл. 1590) и другие сатирические произведения.

Лит.: Алексеев М. П. Пушкин и Чосер // Алексеев. П. Сравн.-ист. исслед. С. 382–383 (2-е изд. С. 392–393).

В. Д. Рак