Гурий Тушин

Гурий Тушин (в миру Григорий) (1452 или 1455—1526 гг.) — игумен Кирилло-Белозерского монастыря, автор летописца, книгописец. Происходил из знатного боярского рода Квашниных, в 1478 или 1479 г. постригся в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре, где оставался до своей смерти; в 1484 г. был игуменом. Трудясь как переписчик, Г. Т. был при этом одним из организаторов монастырского книгописания, под руководством которого работали другие монахи-переписчики; он являлся также составителем ряда сборников и редактором некоторых входивших в их состав произведений. Рукою Г. Т. или под его руководством написано 37 книг, из которых в настоящее время выявлено 23.

По своему содержанию книги Г. Т. могут быть разбиты на три группы: 1) книги св. Писания и богослужебные; 2) житийные сборники; 3) религиозно-нравственные сборники. Состав последних показывает, что интересы Г. Т. тяготели к аскетически-созерцательной литературе (в сборниках большое место занимают сочинения Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита), что было обусловлено влиянием Нила Сорского, чьим учеником был Г. Т. О близости ученика к учителю свидетельствует адресованное Г. Т. послание Нила Сорского. В сборниках Г. Т. находятся одни из самых ранних списков сочинений Нила Сорского.

С конца второго десятилетия XVI в. состав сборников Г. Т. меняется: сочинения писателей аскетически-созерцательного направления встречаются в них реже, и вместе с тем появляются статьи, трактующие насущные проблемы религиозно-общественной жизни. К числу их относится, в частности, послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских монастырей и произведения Вассиана Патрикеева — «Слово о еретиках» и «Собрание некоего старца». Оба произведения Вассиана читаются в сборнике Г. Т. в особых редакциях, отличных от авторских; составителем их был, вероятно, Г. Т. Особенности Тушинских редакций сочинений Вассиана Патрикеева показывают, что, разделяя основные положения учения Вассиана, Г. Т. стоял вместе с тем на менее радикальных позициях: путь ликвидации вотчинных прав монастырей он усматривал не в секуляризации монастырских вотчин, а в увещаниях иноков следовать обету нестяжения. В историю нестяжательства Г. Т. вошел как переписчик и распространитель сочинений крупнейших писателей-нестяжателей и пропагандист их идей.

Г. Т. сыграл некоторую роль и в развитии летописания конца XV — начала XVI в. Он был составителем «Летописца русского», входящего в состав его последней, тридцать седьмой книги. Летописец Г. Т., охватывающий период с 1074 по 1523 г., принадлежит к кратким летописцам, которые велись в Кирилло-Белозерском монастыре. Несмотря на краткость, летописец Г. Т., в силу своей идейной направленности и преобладания в нем общерусских известий над местными, может быть отнесен к числу общерусских летописчиков. По мнению Я. С. Лурье, летописец Г. Т., так же как и другие краткие кирилловские летописчики, свидетельствует о тесной связи историографической деятельности кирилловских иноков с составленным в начале 70-х гг. XV в. в Кирилло-Белозерском монастыре независимым общерусским летописным сводом.

Изд.: Казакова Н. А. Книгописная деятельность и общественно-политические взгляды Гурия Тушина // ТОДРЛ. М.; Л., 1961, т. 17, с. 109—200.

Лит.: Никольский Н. К. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV и XVI вв. и в начале XVII-го // Христ. чт., 1907, август, с. 174—177; Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. Л., 1970, с. 244—276; Синицына Н. В. Отождествление почерков русских рукописных книг конца XV — первой половины XVI в. и его трудности // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974, с. 89—113; Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV—XV вв. Л., 1976, с. 201—209.

Н. А. Казакова