Вассиан Рыло

Вассиан Рыло (ум. 1481 г.) — архиепископ Ростовский (с 1468 г.), церковный деятель и публицист. До поставления на архиепископию был монахом Боровского монастыря, учеником Пафнутия Боровского, потом — игуменом Троицким и архимандритом Новоспасским. Был тесно связан с великокняжеской властью, ездил со специальной миссией в Западную Русь, убеждая местное духовенство подчиняться московскому митрополиту; в 1479 г. крестил сына Ивана III Васильевича. В 1478—1479 гг. возник конфликт между Иваном III и митроплитом Геронтием, в котором В. Р. оказался на стороне великого князя: сперва борьба шла между В. Р. и удельным князем Михаилом Андреевичем Верейско-Белозерским из-за власти над Кирилловым Белозерским монастырем, причем удельного князя поддерживал митрополит, а В. Р. — великий князь; затем В. Р. поддержал Ивана III против Геронтия в споре о том, как должен ходить митрополит при освящении нового Успенского собора — «посолонь» или против солнца.

Многолетняя лояльность по отношению к великокняжеской власти делала особенно значительным выступление В. Р. с увещанием Ивану III во время «стояния на Угре» в 1480 г., когда ордынский хан Ахмат сделал последнюю попытку восстановить татарское иго над Русью. Некоторые из советников Ивана III (Ощера, Мамон и др.) советовали великому князю пойти на уступки хану, подошедшему к границам Московского княжества (первоначально Ока, затем — Угра) и рассчитывавшему на помощь польско-литовского короля Казимира; московские горожане требовали решительной борьбы с Ахматом. Иван III колебался и, по сведениям ряда летописей, вел переговоры с Ахматом. При таких обстоятельствах В. Р., незадолго до этого помиривший Ивана III с его мятежными братьями — удельными князьями, выступил со своим «Посланием на Угру». Осуждая «прежних развратников» великого князя, ссылавшихся на то, что Иван «от прародителей» связан «клятвою» — «еже не поднимати руки против царя стати», В. Р. заявил, что эта «клятва» прародителей ханам была клятвой «по нужди» и что «великому Русьских стран хрестьянскому царю» не подобает повиноваться «богостудному» «царю» Орды. Называя Русь «новым Израилем», сравнивая Ивана III с Моисеем, Иисусом Наввином, Давидом и императором Константином, ссылаясь на «Димокрита философа» (цитируя его слова по Пчеле, но добавляя от себя эпитет «философом первый»), В. Р. призывал его: «Напрязи и спей и царствуй истинны ради и кротости и правды».

Наряду с «Посланием на Угру» с творчеством В. Р. может быть связан также рассказ о «стоянии на Угре», восходящий к ростовскому летописному своду 80-х гг. и сохранившийся в Летописи Типографской, а также в ряде других более поздних летописей. Если в «Послании на Угру» В. Р. призывал Ивана III не бежать с женой, детьми и «имением» в «иные земли», то в летописном рассказе автор упоминал о христианских «великих государях», обрекших себя именно на такую участь — «избегших от турков с имением и скитающихся» по чужим странам.

Прямое влияние «Послания на Угру» обнаруживают рассказы о событиях 1480 г. в Летописи Устюжской и кратком Кирилло-Белозерском летописце.

Роль Вассиана оценивается историками и филологами по-разному: некоторые авторы считали, что «Послание» свидетельствует о принадлежности его к «консервативной группе феодалов», но большинство исследователей (Л. В. Черепнин, И. М. Кудрявцев, А. Н. Насонов и др.) видели в В. не «консерватора», а, напротив, идеолога складывающегося Русского государства.

Кроме «Послания на Угру» (и, возможно, летописной повести) В. оставил также грамоты делового характера (см. распорядительную грамоту: ААЭ, т. 1, № 85). Послание на Угру по отдельным спискам не издано; текст только издан в составе летописей XVI в.

Изд.: ПСРЛ. Л., 1925, т. 4, с. 517—523; СПб., 1856, т. 6, с. 225—230; СПб., 1859. т. 8, с. 207—213; СПб., 1910, т. 20, с. 340—344; М.; Л., 1959, т. 26, с. 266—273; ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982, с. 521—537.

Лит.: Шахматов. Обозрение, с. 295—296; Кудрявцев И. М. 1) «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1951, т. 8, с. 158—186; 2) «Угорщина» в памятниках древнерусской литературы: (Летописные повести о нашествии Ахмата и их литературная история) // Исслед. и матер. по др.-рус. литературе. М., 1961, с. 23—67; Павлов П. Н. Действительная роль архиепископа Вассиана в событиях 1480 г. // Учен. зап. Краснояр. пед. нн-та, 1955, вып. 1, с. 202—212; Ганелин Я. Щ. Об умении читать разночтения // ТОДРЛ. М.; Л., 1960, т. 16; Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV—XV вв. М., 1960, с. 882; Лурье Я. С. 1) Новонайденный рассказ о «стоянии на Угре» // ТОДРЛ. М.; Л., 1962, т. 18, с. 289—293; 2) Общерусские летописи XIV—XV вв. Л., 1976, с. 218—219, 233, 244—247; 3) Конец золотоордынского ига («Угорщина») в истории и литературе // РЛ, 1982, № 2, с. 55, 64—65; Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII в. М., 1969, с. 320; Назаров В. Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983; Алексеев Ю. Г. Московские горожане в 1480 г. и победа на Угре // Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1985, с. 118—119; Halperin Ch. J. The Tatar Yoke// Slavica Publishers, 1986, p. 149—166.

Доп.: Клосс Б. М., Назаров В. Д. Рассказы о ликвидации ордынского ига на Руси в летописании кон. XV в. // Древнерусское искусство XIV—XV вв. М., 1984.

Я. С. Лурье