Епистолия... о неделе

Епистолия Иисуса Христа о неделе — переводной апокриф, сказание о неделе — воскресном дне, в который нельзя трудиться, — широко распространенное в средневековой христианской письменности. Сюжет апокрифа таков: с неба падает камень, в котором обнаруживают «свиток». В нем от имени Христа предписывается жить праведно и чтить воскресный день (неделю), ибо в этот день свершилось много знаменательных событий: благовещение, крещение Христа и его воскресение, в этот же день будет и Страшный суд. В разных версиях апокрифа (греческих, чешских и др.) упоминаются и другие события священной истории этого дня. В заключении апокрифа говорится, что не поверивший «писанию» будет проклят и обречен на муки.

Епистолия падает с неба в Риме по одной версии апокрифа (она считается более древней, переведенной с греческого на болгарский с XI—XII вв.), и в Иерусалиме — по другой (переведена на болгарский в XIII—XIV вв., русские списки, возможно, с XV в.). Возникновение этой версии А. Д. Седельников связывает с деятельностью иерусалимского патриарха Иоакима.

Названия апокрифа в русской традиции сильно варьируются: «Слово образа нерукотвореннаго господа бога спаса нашего Иисуса Христа»; «Епистолия святая неделя»; «Слово святая епистолия», «Послание господа нашего Иисуса Христа с небесе спадшее в светы град Иерусалим»; «Епистолия господа нашего Иисуса Христа о святей преславне благочестивей недели» и др.

Апокриф получил широкое распространение в украинской рукописной традиции, сюжет его отразился в украинском и белорусском фольклоре и великорусских духовных стихах (см., например: Бессонов П. Калеки перехожие: Сборник стихов и исследование. М., 1864, ч. 2, вып. 6, с. 68—96).

В книге А. де Сантос Отеро перечислено 65 славянских списков Е., в том числе русские списки XV—XVI вв.: БАН, 17.11.6; ГБЛ, Волок. собр., № 85; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 791; ГИМ, Синод. собр., № 556; ГИМ, собр. Хлудова, № 135; ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 11/1088; ЦГИА, кол. Синода, № 1302 и № 1528.

Изд.: Епистолия и сказанье о неделе. — ПЛ, вып. 3, с. 150—153; Епистолья о недели. — Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 314—322; Ящуржинский Хр. «Письмо» — апокриф. — Киевская старина, 1891, № 11, с. 300—302; Дикарев М. А. Апокрифы, записанные в Кубанской области. — В кн.: Юбилейный сборник в честь Всеволода Федоровича Миллера, изданный его учениками и почитателями. М., 1900, с. 73—92; Лавров П. А. Апокрифические тексты. — СОРЯС, т. 67, № 4 СПб., 1901, с. 152—162; Вилинский С. Г. 1) Болгарские тексты «Епистолии о неделе». — Летопись Ист.-филол. о-ва при Новорос. ун-те. Одесса, 1902, т. 10. Виз.-слав. отд., т. 7, с. 87—124; 2) Кирилло-Белозерский список «Еиистолии о неделе». — Там же, 1905, т. 13, с. 1—22; Радченко К. «Епистолия о неделе» по Филиппопольскому и Белградскому спискам. — ЧИОНЛ, 1904, кн. 18, вып. 2, отд. 3, с. 1—21; Франко. Апокрифы, т. 4, с. 49—79; Яворский Ю. А. Два замечательных карпато-русских сборника XVIII в., принадлежащих Университету св. Владимира. — Киев. унив. изв., 1910, № 1, Прибавления, с. 23, 55—63; Коniř A. Cirkevněslovanské redakce apokryfu «Epištola na nedĕli». — Slavia, 1927—1928, roč. 6, s. 308—334, 685—708; Седельников А. Из истории «Епистолии о неделе»: Иерусалимско-Иоакимовская версия у русских и у южных славян. — Slavia, 1932, roč. 11, seš. I, s. 56—72, seš. 2, с. 274—294.

Лит.: Пыпин А. Для объяснения ложных книг и преданий: Неделя и «Епистолия о неделе». — ЛЗАК за 1862—1863 гг., 1864, вып. 2, с. 1—15; Веселовский А. Опыты по истории развития христианской легенды. — ЖМНП, 1876, март, с. 50—116; июнь, с. 326—328; Сумцов Н. Ф. Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен. Киев, 1888, с. 116—121; Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV—XVII вв. СПб., 1903, с. 378—379, 251—253; Murko M. Zapadna «Epistola о nedelji» v južno-slovanski književnosti. — In: Jagić-Festschrift: Zbornik u slavo Vatroslava Jagića. Berlin, 1908; Коniř A. Apokryf «Epištola na neděli» v literatuře církevnoslovanské. — Listy filologické, 1914, t. 41, s. 23—35, 104—111, 217—230; Santos Оtеro A. de. Die handschriftliche Űberlieferurig der altslavischen Apokryphen. Berlin; New York, 1978, Bd 1, S. 158—169.

М. А. Салмина