Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе)

Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе) — цикл переводных и оригинальных памятников разных жанров (гомилии, памяти, сказания о чудесах), связанных с почитанием Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча, согласно евангельскому рассказу (см.: Мф., I; Лук., III и др.), предуготовлял еврейский народ к крещению, крестил многих и в числе их самого Иисуса Христа, почтив его и провозгласив сыном божьим. За обличение связи тетрарха Иудеи Ирода Антипы с женой его брата — Иродиадой Иоанн был заточен. Дочь Иродиады угодила Ироду своей пляской и попросила в награду голову Иоанна. Тот был обезглавлен.

С церковными праздниками в память зачатия, рождения, усекновения главы и обретения главы Иоанна связано множество широко распространенных в древнерусской книжности памятников: а) гомилии на зачатие Иоанна (см. ВМЧ под 23 сентября): Слово на зачатие Иоанна Предтечи (нач.: «Понеже убо преблагий бог и человеколюбец...»); Слово похвальное на зачатие Иоанна Предтечи (нач.: «Любовницы, доброгоден день, строин праздник, соборная радость...); б) гомилии на рождество Иоанна Предтечи (см. ВМЧ под 24 июня): Поучение на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «Подобно есть, братие, со испытанием всяку правду творяще...»); Поучение на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «В праздники святых и соборех божественных...»); Слово на рождество Иоанна Предтечи, написанное Григорием Цамблаком (нач.: «Креститель нам днесь раждается...»); Григория папы римского слово на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «В одно время слышав Иоанн во узилищи дела Христова...»); Похвальное слово на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «Присно текыи источник божества...»); Слово Афанасия Александрийского на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «Ниву убо насохшую и зверем в попрание быти оставленную...»); Слово похвальное святому славному пророку и Предтече (нач.: «Начало мирскыа радости, яже и Захарии...»); слова Иоанна Златоуста на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «Солнцу сему хотящу видимому изити...» и «Благовременен день праздника...»); Слово похвальное на рождество Иоанна Предтечи (нач.: «Славию некоему велегласну подобяся...»); в) гомилии на усекновение главы Иоанна Предтечи (см. ВМЧ под 29 августа): слова Иоанна Златоуста на усекновение главы (нач.: «Паки Иродия бесится, паки метется, паки пляшет...» и «Якоже се муж етер любяи пустыню...»); Слово Григория Цамблака на усекновение главы Иоанна Предтечи (нач.: «Паки Иудея жадает пророческыа крове...»); Поучение на усекновение главы (нач.: «Лют убо, братие, воистину блудный грех...»); «Житие и усекновение честнаго пророка... списано от ученика его Иоанна, сиречь Марка» (нач.: «Исполнившимся летом пять тысящ и пятии стом...»); Слово на усекновение Иоанна Предтечи (нач.: «Родившуся Иисусу в Вифлиоме...»); г) памятники, связанные с празднованием обретения главы Иоанна Предтечи (см. ВМЧ под 24 февраля и 25 мая): память (?) Иоанна Предтечи (нач.: «Явися требогатый вселенский апостол...»); «Сказание, како обретена бысть честная и всехвалная глава Иоанна Предтечи» (нач.: «Инока два от востока устремишася...»); Слово на обретение главы Иоанна Предтечи (нач.: «Праведный аще постигнет скончатися...»); Слово похвальное Федора Студийского на обретение главы Иоанна Предтечи (нач.: «Третие явление Предтечевы памяти...»); Похвала обретению главы (нач.: «Бысть во дни Ирода царя глас...»).

Памяти и слова на зачатие, рождество, усекновение главы и на обретение главы и руки Иоанна Предтечи входят в Пролог под 23 сентября, 24 июня, 29 августа, 24 февраля, 25 мая и 7 января.

Помимо перечисленных выше памятников назовем также «Слово Евсевия (в разных рукописях оно приписывается то Евсевию Александрийскому, то Евсевию Самосатскому) о сошествии Иоанна Предтечи в ад» (нач.: «Возлюбленно, добро есть нам нарещи, каково благовещение Иоанна Предтечи...»), читающиеся в ВМЧ под 5 сентября «Слово похвальное Климента Охридского на память пророка Захарии и о рождении Иоанна Крестителя» (нач.: «Свет восия праведнику и правым сердцем веселие...») и «Слово о рождестве Иоанна Предтечи и о умертвии отца его Захарии» (нач.: «В лето четверодесятное Ироду царствующу, взискание сотвори...»), «Похвальное слово Иоанну Крестителю Климента Охридского» (нач.: «Приде Исус от Галилея на Иордан к Иоану крестити ся от него...»), а также Похвалу обретению главе Иоанна Крестителя («Бысть в дни Ирода царя глас к Иоанну...») и Поучение (Похвалу) в неделю по рожестве Иоанна Предтечи (нач.: «Братье, присно жадая спасения господь бог нашь...») — последние два памятника, как и ряд из вышеназванных, уверенно или предположительно атрибутируются Клименту Охридскому.

Небольшая статья (источник ее пока не установлен) — «Сии Антипа Ирод поя Иродьяду... главу Предтечеву усекнути» входит в состав Хронографа по великому изложению и через его посредство в Летописец Еллинский и Римский второй редакции и Палею Хронографическую (см.: Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 246, 291).

Три фрагмента из памятника «Житие и усекновение... Крестителя Иоанна» вошли в состав 111 главы Русского хронографа редакции 1512 г., где образуют статьи: «О крещении господни и о Иоанне Предтечи от житиа его», «Сие от житиа Предтечева» и «От жития Предтечева». Читающиеся в той же главе статьи «От списания Иосипа Евреина» и «Разрешает сон господень Предотеча Иоанн Ироду Филиппу», также повествующие об Иоанне, не имеют отношения к рассматриваемому циклу, а являются выдержками из славянского перевода «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия (ср.: Мещерский Н. А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.; Л., 1958, с. 250—251 и 257).

Из старших славянских сборников, содержащих слова и поучения об Иоанне Предтече, упомянем так называемый Златоуст Ягича (ГПБ, Q.п.1.56), где на л. 66—72 читаются: «Слово святаго Иоанна Златоустаго. Похвала Иоанну Крестителю» (нач.: «Прииде Иисус от Галилеи на Иордан...»), «Слово святаго Иоанна Златоустаго на усекновение Иоанна Крестителя» (нач.: «Пакы Иродья бесится, паки метется, паки мутится...»), «Слово святаго Иоанна Златоуста на усекновение главы Иоанна Крестителя» (нач.: «Яко се муж един любяи пустыню на месте лесне...»), «Слово святаго Иоанна Златоустаго на обретение главы Иоанна Предтечи» (нач.: «Бысть в дни Ирода царе усекновение святаго Иоана...»), «Слово святаго Иоана Златоустаго на рождьство святаго Иоана Крестителя» (нач.: «Елисавефи же рече еуангелист...»), а на л. 245—249 об. — «Слово святаго Иоанна Златоустаго на рождьство крестителя Иоажа» (нач.: «Понеже убо преблагы бог и человеколюбець не презре рода человечьскаго»). Слово Евсевия Александрийского о сошествии Иоанна Предтечи в ад читается в сборнике XII—XIII вв. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 12 и в сборнике № 11 того же собрания, относящегося к XIV в., а также в Успенском сборнике XII—XIII вв. — ГИМ, Синод. собр., № 1063/4. Слово Климента Охридского на рождество Иоанна Предтечи входит в состав сборника XII в. (ГПБ, F.n.I, 46).

На русской почве слагались сказания о чудесах от церкви Иоанна Предтечи. Они изданы в ПЛ (вып. 1, с. 251—252) и А. И. Никольским (Никольский А. И. Сказания о двух новгородских чудесах из Жития святого Иоанна Предтечи и крестителя господня. — ИОРЯС за 1907 г., т. 12, кн. 3, 1908, с. 98—116).

Изд.: Порфирьев. Апокрифы новозаветные, с. 41—43, 204—214; Антоний. Памятники древнеболгарской проповеднической письменности. — ПС, 1881, декабрь, с. 350—358; Ундольский В. М. Климент, епископ словенский. М., 1895, с. 23—33; ВМЧ, сентябрь, дни 1—13. СПб., 1868, стб. 271—281; сентябрь, дни 14—24. СПб., 1869, стб. 1356—1370. Успенский сборник XII—XIII вв. / Изд. подг. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971, с. 358—368; Климент Охридски. Събр. съч. София, 1970, т. 1, с. 158—185, 378—396; 1977, т. 2, с. 35—51, 259—268, 370—415, 807—813.

Лит.: Попов. Библиографические материалы, № 7, с. 311—316; Петухов Е. В. Болгарские литературные деятели древнейшей поры на русской почве. — ЖМНП, 1893, апрель, с. 296—322.

О. В. Творогов