Феодосий, инок Успенского Желтикова монастыря

Феодосий (XV в.) — инок Успенского Желтикова монастыря, автор канона и стихир тверскому епископу Арсению, возможно и Жития Арсения. Биографических сведений о Ф. не сохранилось.

В списке службы Арсению (ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, л. 146, сер. XVI в.), где Арсений назван «новым чудотворцем», имеется приписка, в которой сообщается, что канон и стихиры составлены в 1483 г. в Желтикове монастыре «по благословению» тверского епископа Вассиана «рукою многогрешнаго инока Феодосия» (Востоков. Описание. С. 594). В Житии Арсения нет прямого указания на то, что оно принадлежит Ф., но, во всяком случае, его написали тоже в Желтикове монастыре и не позднее кон. XV в., когда автор мог слушать рассказы лиц, знавших Арсения. В авторском предисловии к Житию говорится: «По многих летех еже к богу отшествия его (Арсения. — Р. Д.) написахом отчасти жития его, изыскахом духовными мужи, еже слышаху от преподобных его уст» (Ключевский. Древнерусские жития. С. 181). Кроме того, по началу предисловия видно, что, как и служба, Житие было написано на праздник памяти святого. Проложное сокращение Жития имеется уже в сборнике сер. XVI в. (ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, л. 418). На основании всего этого В. О. Ключевский сделал предположение, что автор службы 1483 г. был также и автором Жития. Житие не богато фактическими сведениями, хотя агиограф добросовестно использовал все доступные ему источники. В предисловии изложено, как был собран материал для Жития: современники епископа Арсения делали отрывочные записи о нем, которые сохранялись в монастыре и которыми воспользовался Ф. В Житии кратко и недостаточно точно сообщается о жизни Арсения до епископства, затем рассказывается о поставлении его на тверскую епископию, о построении им монастыря на Желтикове и о кончине. Часть этих фактов биографии Арсения известна по другим источникам. В списке церковного устава, написанного в 1438 г. для Успенской церкви Желтикова монастыря, имеется запись о приезде в Тверь митрополита Киприана в 1390 г. и о суде над епископом Евфимием и о возведении Арсения на его место (рукопись ГИМ, Синод. собр., № 331, л. 277). Несколько измененный текст этой записи попал в некоторые летописи (ПСРЛ. СПб., 1897. Т. 11. С. 125; СПб., 1863. Т. 15. С. 445). В приписке к уставу, кроме того, сообщается об основании Арсением монастыря на Желтикове в 1394 г. В Летопись Новгородскую IV (ПСРЛ. 2-е изд. Л., 1925. Т. 4, вып. 2. С. 407—409) и в Летопись Авраамки (ПСРЛ. СПб., 1889. Т. 16. С. 318—319) включена «Повесть о тверском владыце конечная», посвященная описанию смерти Арсения. В измененном виде она читается также в Летописи Никоновской (ПСРЛ. Т. 11. С. 211—212). Задачей будущего исследования является решение вопроса о взаимосвязи текста Жития с перечисленными источниками.

Арсений был канонизирован и признан местно чтимым святым на соборе 1547 г. Житие, написанное Ф., не было включено в Великие Минеи Четии. В 1566 г. было составлено первое чудо Арсения иноком Феодосием со слов монахов Желтикова монастыря. Иногда этого Феодосия объединяют с Ф., автором Жития (Леонид, архимандрит. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 2. С. 415). Филарет (Обзор. С. 118) автора Жития Арсения объединяет с Феодосием, который в списке Патерика Киево-Печерского XV в. (ГПБ, Соф. собр., № 578) вписывает свое имя («грешный Феодосий мних, недостойный иерей») вместо епископа Симона или Поликарпа. Филарет в данном случае ссылается на статью Макария, епископа винницкого (Записка о Феодосие, описателе Жития Володимерова // ИпоРЯС. 1855. Т. 4, вып. 3. С. 113—116), где доказывается, что вписавший в текст Патерика в Софийском списке свое имя Феодосии является просто писцом, жившим в XV в., однако здесь же высказывается предположение о том, что этот писец, возможно, тождествен митрополиту Феодосию Бывальцеву. П. М. Строев (Словарь. С. 323—324) склонялся к мнению, что Житие епископа Арсения написано неизвестным автором при митрополите Макарии.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 181—184, 354; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 60—62; Иконников. Опыт по историографии. Т. 2, кн. 1. С. 1001—1002; Валлич Э. И. Опыт текстологического анализа памятника тверской литературы XVII в. // Проблемы отечественной истории. М., 1974. Ч. 1. С. 45—65; Конявская ЕЛ. Литература Твери XIV—XV веков: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1984. С. 15.

Р. П. Дмитриева