Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский

Иоанн (в миру Илья) (ум. 7 IX 1186 г.) — архиепископ Новгородский, автор поучений, был священником церкви св. Василия в Новгороде. 28 марта 1165 г. был поставлен новгородским епископом (с 1167 г. архиепископом). Совершил поездку по церковным делам в Киев, а в 1172 г. — во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Юрьевичем Боголюбским. При И. в Новгороде было возведено много церквей. Перед смертью постригся под именем И., похоронен был в Софийском соборе в Новгороде, где в 1439 г. были открыты его мощи. Собором 1547 г. И. был канонизирован. На архиепископском престоле ему наследовал его брат Гавриил (архиепископ в 1186—1195 гг.).

Сведения о И. содержатся в Летописи Новгородской первой под 1165, 1167, 1169, 1170, 1172, 1173, 1179, 1180, 1182 и 1184—1186 гг., в Сказании о битве новгородцев с суздальцами и в Житии, написанном в 70—80-х гг. XV в. Пахомием Логофетом. В Сказание и Житие вошли легендарные предания о И. как по его молитве совершилось чудо от иконы Богородицы во время осады Новгорода суздальцами в 1170 г. и о путешествии И. на бесе в Иерусалим (см.: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв. Л., 1973, с. 95—185).

И. считают одним из трех иереев, обращавшихся с каноническими вопросами к епископу Нифонту (так называемое «Вопрошание Кириково»): последний раздел памятника имеет подзаголовок «Ильино». Однако высказывалось мнение, что И. не спрашивал Нифонта, а его ответы были присоединены к ответам Нифонта Кирику Новгородцу. «Вопрошание» входит в списки Кормчих книг начиная с XIII в. Там же читается каноническое разъяснение, озаглавленное «Илья архиепискуп новгородьскый исправил с Белгородскым епископом» (нач.: «Оже ся пригодить у службы любо попу, ли дьякону забыти влити вина или воды...»). Полагают, что оно было составлено во время поездки И. в Киев совместно с Белгородским епископом, временно возглавлявшим в то время митрополию. К. Калайдович высказал догадку о принадлежности И. еще двух правил, входящих в Кормчие: правила епископам (нач.: «Всею силою и всею мощью должны архиепископы...») и правила черноризцам (нач.: «Единаго воследовавше Христу иноцы...»), но для ее обоснования нет достаточных данных.

Для истории древнерусской литературы ценность представляет дошедшее до нас Поучение И. А. С. Павлов исследовал его и опубликовал по сборнику ГБЛ, собр. А. И. Попова, № 147 (б. Музейное собр., № 2515). Поучение не надписано. Оно начинается словами; «Се богови тако изволшу и святей богородице и вашей молитве...». По косвенным данным А. С. Павлов атрибутировал поучение И. и установил, что оно было произнесено в 1166 г., в воскресение первой недели поста (которое приходилось в этом году на 12 марта). Поучение обращено к духовенству. И. призывает слушателей воздерживаться от пьянства, ростовщичества, излишней строгости при наложении епитимьи, осуждает участие священнослужителей в народных игрищах, перечисляет некоторые нарушения церковных установлений. В Поучении говорится также об обычных прегрешениях паствы: осуждается пьянство, неблагочинное поведение в церкви, злоупотребление крестным целованием. И. осуждает женщин, обращающихся за помощью к волхвам, подсказывает иереям возможности последующего церковного освящения внебрачных связей и т. д. Поучение написано живым, простым языком, содержит ценные сведения для историка и этнографа.

Еще до публикации А. С. Павлова исследователи были знакомы с выдержкой из этого Поучения, которую привел И. И. Срезневский (не описывая самого памятника и не атрибутируя его) по Дубенскому сборнику (ГИБ, собр. ПДА, № 129): «А о турех и о лодыгах и о коледницах и про беззаконный бой, вы, Попове, уимайте детей своих, или кого убивают и вы над ним не пойте в ризах, ни просфур приимайте» (Срезневский. Сведения и заметки, № 57, с. 314). А. Н. Веселовский и А. Фаминицын толковали на основе этой выписки языческие обряды. Поучение вошло в список первой редакции «Измарагда» ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 204 (л. 238), где озаглавлено: «Слово Иоанна Златоуста к попам и к простым людем». Начинается оно не с начала, а со слов: «И о сем вы хощу начати первое слово, еже бе нам самим не вельми пригвождатися свете сем...». Фрагмент из этого списка приводит А. С. Архангельский (см.: Творения отцов церкви в древнерусской письменности. Казань, 1890, т. 4, с. 66—69), но не высказывает мнения о происхождении памятника.

Филарет допускал, что И. имел отношение к новгородскому летописанию. Но приводимая им ссылка на статью 1144 г. НIЛ в настоящее время единодушно рассматривается как указание на летописца Германа Вояту.

Изд.: Калайдович К. Памятники российской словесности XII в. М., 1821, с. 219—224; Павлов А. Неизданный памятник русского церковного права XII века. — ЖМНП, 1890, октябрь, с. 275—300; Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897, вып. 3, с. 240—250, 321—322; Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1 (Памятники XI—XV вв.). Изд. 2-е. СПб., 1908 (РИБ, т. 6), с. 57—62, 75—78; Приложения, с. 347—376; Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. — ЧОИДР, 1912, кн. 3, с. 107—109, 375—380.

Лит.: Филарет. Обзор, с. 52—54; Голубинский. История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 660—663, 674, 819—821; Судаков А. С. Иоанн-Илия. — ПБЭ, т. 6, с. 892—895; История русской литературы. М.; Л., 1941, т. 1, с. 352—353; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI—XIII вв. М., 1978, с. 189—193.

О. В. Творогов