Серапион, архиепископ Новгородский

Серапион (ум. 1516) — архиепископ новгородский с 1506 г., автор Послания митрополиту Симону. До поставления в архиепископы он был монахом и настоятелем Успенского Стромынского монастыря, а в 1495-1506 гг. — игуменом Троицкого монастыря. Как и его предшественник по новгородскому владычному престолу Геннадий, С. отстаивал право монастырей на крупные земельные владения и спорил в связи с этим с Иваном III на соборе 1503 г., обсуждавшем этот вопрос. Назначенный архиепископом на место сосланного в 1504 г. Геннадия, С. продолжал политику своего предшественника. С этим, очевидно, связано столкновение С. с Иосифом Волоцким, начавшим после расправы великого князя над еретиками в 1504 г. сближаться с великокняжеской властью. Когда Иосиф Волоцкий, столкнувшись с удельным князем Волоколамским, покушавшимся на монастырские земли, отдал свой монастырь под власть великого князя Василия III, С. не признал этого акта (совершенного без его ведома) и отлучил в 1509 г. Иосифа от церкви. В ответ на это церковный собор во главе с митрополитом Симоном отлучил и лишил сана самого С.; он был сослан в Андроников, затем в Троицкий монастырь. Однако эта опала вызвала горячие споры даже среди лиц, покровительствовавших Иосифу Волоцкому. В 1511 г. Василий III повелел митрополиту Симону примириться с С. и снять с него отлучение от церкви. Вскоре после этого Симон умер; новый митрополит Варлаам не был связан с Иосифом Волоцким. Василий III выразил желание, чтобы Иосиф «бил челом» С., но примирение между ними не состоялось: в 1515 г. умер Иосиф Волоцкий, а вскоре и С. В 1559 г. С. был канонизован как местный святой; от этого времени дошло Житие Серапиона.

До нас дошло и публицистическое сочинение самого С. — его Послание митрополиту Симону против Иосифа Волоцкого, сохранившееся как в составе Жития С., так и вне его. По своему стилю Послание С. резко отличается от Жития архиепископа, написанного в обычной этикетной манере; для Послания характерны черты просторечия, оно резко и энергично. «Что, господине, сказываете, что аз не назнаменал вины прехвальному нашему Иосифу?», — спрашивал С. митрополита. «Ино ему первая вина, что из моего предела от святыя церкви Божия Премудрости изскочил... Вы же, господине, что усмотрели? Какову правду его обыскали?...». С. обвинил Иосифа Волоцкого в том, что «в... его лжах злых мнози от государя в темницах заключены», — имея в виду, очевидно, бесчисленные аресты лиц, заподозренных в сочувствии разгромленной в 1504 г. новгородско-московской ереси; он дал ему прозвище «ябедник», сохранившееся в памятниках вплоть до XVII в. (патриарх Никон).

Изд.: Послание Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 331—333 (ср.: Там же. С. 266—267).

Лит.: Ундольский В. М. Славяно-русские рукописи. М., 1870. С. 252; Ключевский. Древнерусские жития. С. 290—291; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 502—508; Строев. Словарь. С. 241—242, 344; Филарет. Обзор. С. 128—129; Леонид, архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891. С. 140—141; Житие святителя Серапиона, архиепископа Новгородского / Изд. В. П. Сергиев Посад, 1912; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.; Л., 1960. С. 428—436; Бегунов Ю. К. «Слово иное» — новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением церкви // ТОДРЛ. М.; Л., 1964. Т. 20. С. 351—364; Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона // Там же. М.; Л., 1965. Т. 21. С. 147—165; Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970. С. 75—77; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV—XVI в.). М., 1977. С. 70, 80—94; Дмитриева Р. П. Житие новгородского архиепископа Серапиона как публицистическое произведение XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41.

Я. С. Лурье