"Студент"

Минимизировать
— 333 —

«Студент». Впервые комедия была опубликована: частично — Сборник, издаваемый студентами Имп. Петербургского университета. Вып. II. СПб., 1860. С. 237–240 (д. III, явл. 10), в составе статьи Л. Н. Майкова «Заметки об А. С. Грибоедове»; полностью — ПССШ. Т. II. С. 43–140. Список ИРЛИ (Ф. 496) — единственная известная в настоящее время рукопись, озаглавленная: «Студент. Комедия в трех действиях, сочинение А. Грибоедова и П. Катенина (1817)». Последняя цифра 7 жирно наведена поверх цифры 8 (первоначально было 1818). По определению Н. К. Пиксанова, «две трети текста <…> писаны рукою П. А. Катенина», которому первоначально и принадлежал список (ПССП. Т. I. С. 290).
 
В комедии раскрываются злоключения смешного поэта-провинциала Евлампия Аристарховича Беневольского, явившегося после окончания Казанского университета в столицу с надеждой жениться на воспитаннице вельможи Звездова и выйти в знаменитости, но получившего в конце концов лишь место корректора в типографии. Живо схвачены в комедии некоторые частные черты столичной жизни середины 1810-х гг. — например, вошедшие в моду детские балы, об одном из которых упоминает героиня пьесы, Звездова, и проказы военных, в том числе и ее брата, Саблина. «Вот вам, — советует он Беневольскому, — как Ивану Царевичу, три пути: на одном лошадь ваша будет сыта, а вы голодны, — это наш полк; на другом и вы, и лошадь ваша, коли она у вас есть, и сами умрете с голоду, — это стихотворство, а в третьем и вы, и лошадь ваша, и за вами еще куча людей и скотов будут сыты и жирны, — это статская служба. Во всяком случае вы пойдете далеко, а мы, брат, пойдем к Бодерону…» (2, 56). Так же, по-гусарски в те годы любил рассуждать и Г. («пасынок здравого рассудка», по собственной характеристике).
 
Иронично обрисован и соперник главного героя, Полюбин, привыкший угождать сильным мира сего. Выражения: «Я только придерживался вашего мнения», «Ваши слова могут служить наставлением» — типичны для удачливого чиновника, который признается: «…не надобно столько прав и столько политики; я, как видите, ничего этого не проходил, а статский советник». И все же основному осмеянию в комедии нещадно подвергнут восторженный недавний студент. Комедия входит составной частью в полемику Грибоедова — Катенина (на стороне Шаховского) с карамзинизмом, начатую в 1816 г. спором о специфике балладного стиля, и наиболее полно выражает их позицию. Соавторы учитывают опыт пародийного изображения «чувствительного» путешественника в «Новом Стерне» (1805) Шаховского за счет несоответствия высокопарных высказываний и реальной действительности. Образ Евлампия Беневольского имел конкретную памфлетную цель: в его нелепо восторженных речах и неуклюжих виршах заключены пародийные намеки на известные строки Жуковского, Батюшкова, В. Л. и А. С. Пушкиных, то есть прежде всего — членов «Арзамаса». Собственно, тип Беневольского — в то время еще с сочувственной иронией — был намечен Грибоедовым в «Письме из Бреста Литовского» (1814): «Пииты же, как искони доселе, / Всех более шумели, / Не от вина, нет — на беду, / Всегда они в чаду: / Им голову кружит иное упоенье — / Сестер парнасских вдохновенье» (2, 246–247). Теперь же подобный «пиит» подвергается безжалостному, уничижительному осмеянию. Мало того, что над ним открыто издеваются другие герои пьесы, сами по себе не вызывающие сочувствия, в какой-то мере предвосхищающие и Фамусова, и Молчалина, и Скалозуба, — к этому добавляется еще и авторский сарказм, превышающий, пожалуй, всякую меру.
 
В сюжете «Студента» использованы материалы, опубликованные в журнале П. А. Корсакова «Русский пустынник» (1817, со второй половины года Загоскин продолжил издание этого журнала под названием «Северный наблюдатель») — например: «Студент <…> сделался жителем петербургской Коломны. 30 рублей деньгами и два рекомендательных письма составляли
— 334 —

все его имущество. <…> Подобно древнему Цезарю, мечтал он прийти, увидеть, победить. <…> Так думал львовский студент, приехавший с попутчиками в Петрову столицу, так подумали бы многие на его месте» (№ 11; см. также: Опыт свет ского словаря. Артист — № 10; Письма провинциального студента — № 25). С другой стороны, Беневольский напоминает героя комедии того же Корсакова «Тетушка Маремьяна» (1814 — список ГТБ. I. XIX. 4.17): «По сказкам знакомых его, Нарцис Романович есть Еруслан своего околодка <…> он нанизу родился, вскормлен и воспитан. Может быть, в нем есть и странности, но Москва его исправит. Сверх того, отец его мне старинный приятель, и я имею важные причины стараться ускорить с этим браком». Комедия «Студент» была известна Корсакову: в его повести «Свет и тень» герой, уланский штабс-ротмистр, назван Саблиным (см.: Маяк. 1841. Ч. XIV).
 
Ни Г., ни Катенин в дошедших до нас источниках не упоминают о комедии «Студент». Поэтому степень и характер участия каждого из соавторов в создании пьесы трудно установить бесспорно. Однако есть основания полагать, что вклад Грибоедова был более значительным, если не основным. Дело в том, что «Студент» в определенном отношении как бы предшествует Г.о.у. В образах Звёздова, Полюбина, Саблина заметны предварительные наброски характеров Фамусова, Молчалина, Скалозуба. Вероятно, основная работа над текстом была проделана в июле 1817 г. Фамилия главного героя Беневольского воспроизводит псевдоним Ювенал Беневольский, появившийся под хвалебной рецензией на пьесу М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» в «Северном наблюдателе» (1817. № 1; ценз. разр. 3 июля 1817 г.). В пьесе обыграны материалы из июльских номеров журнала («Северный наблюдатель» выходил еженедельно), что вполне согласуется с отбытием Катенина 5 августа в составе сводного полка в Москву. Правда, до этого Катенин, будучи офицером Преображенского полка (см.: Катенин П. А. Избр. произведения. М.; Л., 1965. С. 8, 13), участвовал, видимо, в маневрах между Петергофом и Ораниенбаумом 27–29 июля (см.: История лейб-гвардии Егерского полка за сто лет. 1796–1895. СПб., 1896. С. 172–174). Не мог не отвлекать его от творческой работы и контроль за подготовкой личного состава как к маневрам, так и к походу в Москву. Из Москвы Катенин вернулся в Петербург незадолго до отъезда Г. в Персию, около 28.8.1818. Причем по неизвестной причине Катенину не удалось проводить Г. (см. письмо Г. к С. Бегичеву от 16.9.1818). Следовательно, совместная работа над комедией двух авторов могла продолжаться до отбытия Катенина в Москву.
 
Современники, которые располагали множеством способов узнать, кто скрывался под псевдонимом Ювенал Беневольский, единогласно указали на Загоскина. А. Е. Измайлов, полемизируя с ним под псевдонимом Ювенал Прямосудов, в № 35 и 36 «Сына отечества» обвинил его в самовосхвалении. Намек на Загоскина, возможно, содержался в самом сюжете пьесы. «Отец мой, — вспоминал его сын, — несколько раз сватался за Анну Дмитриевну Васильцовскую <«воспитанницу», незаконнорожденную дочь вельможи?> и несмотря на то, что Новосильцов был старый приятель и товарищ по полку с дедушкою Николаем Михайловичем, он ни за что не соглашался выдать ее за его сына и лишь по настоятельному и непреклонному желанию Анны Дмитриевны брак состоялся» (ИВ. 1900. № 1. С. 49–50).
 
Поставленная на сцене единственный раз, 1 мая 1904 г., в Александрин ском театре в бенефис вторых режиссеров и суфлеров, комедия «Студент» вызвала возмущенную отповедь рецензента: «Г. и Катенин унижают самое звание литератора, то звание, про которое М. Е. Салтыков уже холодеющей рукой писал своему сыну: „Паче же всего уважай звание литератора и предпочитай его всем прочим“… Ком у принесен в жертву казанский студент Беневольский, изображенный дурак дураком, выгнанный из дома, лишенный собственного достоинства, годный только для должности корректора и не приемлемый даже на государственную службу. Подумаешь, какой избыток образованных и просве-
— 335 —

щенных чиновников наполнял в то время канцелярии!..» (Русь. 1904. № 140). Такая оценка не совсем справедлива, наверное, по единственной причине: комедия «Студент» самими авторами никогда не была обнародована. Для Г. же она была во многом преодолением самого себя. Легкая поэзия, которой он отдал дань, не исчерпывала вполне его эстетических идеалов, она не была единственным направлением его творческих исканий, в какой-то мере была даже временным отступлением от юношеских заветов. Не потому ли так резко ополчается на нее Г.?