Иродион, игумен Александро-Свирского монастыря

Иродион (1-я пол. XVI в.) — игумен Александро-Свирского Спасско-Троицкого монастыря, автор Жития основателя монастыря Александра Свирского: «Месяца августа в 30 день. Житие и подвизи и еже отчасти чюдес исповедание преподобнаго и богоноснаго отца нашего Александра Свирскаго, новаго чюдотворца, иже бысть во области Великаго Новаграда. Списано Иродионом, игуменом тоя же честныя обители, учеником святаго». В своем произведении И., во вступлении к Житию и в особой завершающей главе — «О списавшем житие святаго», указывает на время написания Жития (1545 г.), сообщает, что Житие было написано им «повелением господина преосвященнаго Макария, митрополита всея России, и по благословению господина преосвященнаго Феодосия, архиепископа Великаго Новаграда и Пскова». И. был принят в монастырь и пострижен самим Александром Свирским, им он был перед смертью назван одним из кандидатов на игуменство, каковым и стал в 1533 г. после смерти Александра (до какого года И. был игуменом, неизвестно). Таким образом, И. был близким к Александру Свирскому человеком, свидетелем последних лет его жизни. Говоря об источниках своего труда, И. указывает на рассказы лиц, знавших Александра Свирского раньше его: «се бо елико о сем блаженнем и велицем отце нашем Александре испытовая слышах от первых мене отец, бывших с ним в то время, таже и вписах, еже слышах от них». Упоминает он и рассказы самого Александра Свирского: «не от слышания бо токмо сия прием, но и от честных и светолепных уст блаженнаго». Труд свой И. написал всего через 12 лет после смерти Александра Свирского. Все перечисленные обстоятельства, казалось бы, должны свидетельствовать о том, что написанное И. Житие должно отличаться особой документальностью, что это Житие с точки зрения исторического источника должно занимать особое место в древнерусской житийной литературе. Как отметил В. О. Ключевский, источники И. «внушают доверие к его обширному и обильному любопытными подробностями труду». Однако И. Яхонтов убедительно показал, что большинство сведений И. о жизни Александра Свирского, в том числе имеющих характер действительных событий на жизненном пути героя, почерпнуты им из книжных источников: из житий Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского, написанных Пахомием Сербом, и из принадлежащего Нестору Жития Феодосия Печерского. И. Яхонтов видит в И. «рабского подражателя» Пахомию (Жития святых..., с. 49). В результате подробного анализа сочинения И. Ив. Яхонтов приходит к такому выводу: «Житие преподобного Александра хотя и составлено очевидцем этого святого, преемником по званию игумена Свирской обители и вскоре после смерти преподобного, всего менее есть изображение действительной жизни описываемого лица, это скорее буквальная, и притом не везде удачная, копия жизни святых подвижников других местностей, именно — преподобного Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского и Феодосия Печерского» (там же, с. 86). И. У. Будовниц считает, что оценка Яхонтовым значения труда И. достаточна «для того, чтобы отрицать за трудом Иродиона всякую литературную или художественную ценность», но не достаточна, чтобы считать данное житие совершенно лишенным достоверности, «ибо достоверный факт можно изложить с помощью уже известного текста и, напротив, можно весьма оригинально изложить явную выдумку» (Будовниц. Монастыри на Руси, с. 323, примеч. 198). Полностью соглашаясь с оценкой Будовницем Жития Александра Свирского как исторического источника, нельзя согласиться с его оценкой литературного и художественного значения труда И. Житие, написанное И., с точки зрения литературоведческой, представляет исключительно больший интерес. Полнота наших сведений об обстоятельствах написания И. Жития Александра Свирского красноречиво свидетельствует о том, в чем прежде всего агиограф XVI в. видел задачу своего труда: рассказать о святом, имея в виду реальные факты его жизненного пути, во всяком случае хорошо зная эти факты, так, как об этом уже рассказывалось о других святых, предшественниках этого нового святого. С задачей своей как агиограф И. справился прекрасно, его рассказ о жизненном пути Александра Свирского, скомпилированный из более ранних житийных памятников, получился стройным и цельным (следует отметить, что труд И. по объему был гораздо больше каждого из использованных им источников). Рассказ И. был тесно связан с историческими реалиями XVI в., И. ввел немало оригинальных зарисовок монастырского быта; следуя текстам своих источников, И. связывает их с конкретными реальными фактами истории Александро-Свирского монастыря (постройка мельницы, конфликт между Александром Свирским и пришедшим в его монастырь братом Иваном, изготовление кирпича для устроения каменной церкви и многое другое). Ряд эпизодов Жития Александра Свирского не лишен определенного психологизма, стремления отразить живые человеческие чувства (колебания отрока Амоса — будущего Александра — перед тайным уходом из дома в Валаамский монастырь, обман родителей и получение благодаря этому родительского благословения на уход из дома, душевные переживания Амоса, бросающего прощальный взгляд на покидаемый отчий дом и т. п.). Само сочинение И. в свою очередь послужило источником для некоторых написанных позже житий. Именно то литературное мастерство, с каким И. составил свой труд, ввело в заблуждение такого знатока древнерусской агиографии, каким был В. О. Ключевский. Сочинение И. пользовалось в Древней Руси большой популярностью — списков Жития Александра Свирского дошло до нас очень много. Научного издания текста Жития нет.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 262—263; Яхонтов Ив. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края, как исторический источник. Казань, 1881, с. 37—87; Барсуков. Источники агиографии, стб. 23—26; Я. И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. СПб., 1882; Филарет. Обзор, с. 153; Смирнова Э. С. Об одном литературном сюжете в живописи конца XVI в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1960, т. 16, с. 365—373; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 322—327: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв. Л., 1973, с. 266—267.

Л. А. Дмитриев