Легенда о кровоточивой жене Веронике

Легенда о кровоточивой жене Веронике — апокрифическая легенда о Веронике, исцеленной Иисусом Христом и в благодарность поставившей статую с его изображением в Панеаде. Именем Вероники исцеленная женщина именуется также в апокрифическом Евангелии Никодима и в Хронике Иоанна Малалы.

В древнерусскую литературу Л. попала из славянского перевода этой Хроники через посредство Летописца Еллинского и Римского: статья «О написании 2-го образа господа нашего Иисуса Христа в Панеаде граде» (нач.: «Ирод, вторый брат Филиппов, изыде из града Севаста...»), вошедшая в некоторые списки миней четиих под 16 августа, соответствующая тексту Малалы (см.: Истрин В. М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе. Книга десятая. Одесса, 1912. С. 9—11; ср.: Ioannis Malalae chronographia / Ed. L. Dindorfii. Bonnae, 1831 (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). P. 237—240), представляет собой выписку из Летописца. В Великих Минеях Четиих эта статья примыкает к сказаниям об обретении нерукотворного образа Христа и о перенесении его из Эдессы в Константинополь (см.: Подробное оглавление Великих миней четиих всероссийского митрополита Макария. М., 1892. Стб. 415—417). В литературе имеются указания на наличие этой статьи в списках Пролога (см.: Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Казань, 1885. Ч. 2. С. 463). В Хронографе Русском редакции 1617 г. (и в восходящих к ней редакциях) в гл. 53 содержится статья «О вопрошении кровоточным недугом исцелевшия жены от Ирода царя сотворити образ Христов», восходящая к тому же тексту Хроники Малалы. Краткое изложение сюжета апокрифа имеется в печатном «Соборнике» (М., 1642), л. 154—155.

Изд.: Порфирьев. Апокрифы новозаветные. С. 68—72, 279—281; Франко. Апокрифы. Т. 2. С. 362—364.

О. В. Творогов