Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери — цикл рассказов, основная часть которых посвящена описанию чудес, совершенных в XII в. Владимирской иконой богоматери (необходимо отличать «Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери» XII в. от одноименного «Сказания о Владимирской иконе богоматери» второй половины XVI в.). Рукописная традиция донесла до нас около 20 списков этого произведения, самый ранний из которых датируется 60—70 гг. XV в., а самый поздний относится к концу XVII в. Немногочисленные списки делятся на две группы: пространную и краткую. В пространном тексте рассказу о чудесах иконы предшествует Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г. и краткая запись о том же событии, сходная с известием в Летописи Лаврентьевской. В конце С. помещены две статьи о чудесах византийских святынь: иконы Одигитрия и ризы богородицы. В кратком варианте содержится только текст «Сказания о победе над волжскими болгарами», за которым в некоторых списках следует «Слово великого князя Андрея Боголюбского о милости божией» (см. Андрей Юрьевич Боголюбский). И пространный, и краткий варианты С. о чудесах начинаются одинаково: «Месяца августа в 1 день. Празднуем всемилостивому Христу и пречистей его матери» (ГБЛ, собр. Егорова, № 637. Сборник 60—70 гг. XV в., л. 383 об.).
Исследователи С., посвятившие ему специальные работы или только упоминавшие о нем, были единодушны в вопросе о датировке произведения. Все без исключения связывали время его создания с периодом княжения Андрея Боголюбского (Ключевский. Сказание о чудесах, с. 13—18; Забелин. Следы, с. 40—43; Сергий, архимандрит. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901, т. 2. Замеч., с. 296—298; Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль..., с. 242 и др.). Н. Н. Воронин считал, что оно было написано до 1164 г. (Воронин Н. Н. Из истории..., с. 198). А. Н. Насонов предложил две возможные датировки С.: 1164 г. и 1164—1185 гг. (Насонов. История, с. 139). А. И. Анисимов относил появление произведения к 1164—1180 гг. (Анисимов А. И. Владимирская икона божьей матери. Прага, 1928, с. 14). Однако, датируя С., исследователи не учитывали его составного характера. Наряду со сказанием о победе над волжскими болгарами и рассказом о чудесах Владимирской иконы в произведение входят летописная запись, повторяющая текст «Сказания о победе над болгарами», и две статьи о византийских святынях. По-видимому, в таком виде С. о чудесах Владимирской иконы сложилось позднее, в 70—80 гг. XV в. Но существование уже в XII в. рассказа о чудесах иконы и «Сказания о победе над болгарами» несомненно. По мнению И. У. Будовница и А. Н. Насонова, вдохновителем рассказа о чудесах иконы был Андрей Боголюбский. Непосредственным участником создания произведения его также считали И. Е. Забелин (Забелин. Следы, с. 49) и В. С. Иконников (Иконников В. С. Опыт русской историографии. Киев, 1908, с. 953). Соглашаясь с И. Е. Забелиным, Н. Н. Воронин приписал составление рассказа о чудесах окружению князя — Лазарю, Нестору и Микуле (Воронин. Из истории, с. 208). Исследователь полагал, что древний текст повествования о чудесах иконы был значительно обширнее и подробнее и, по-видимому, содержал отсутствующий в С. рассказ о чуде в Боголюбове, о котором впервые упоминается в Комиссионном списке XV в. Летописи Новгородской первой (Воронин. Из истории, с. 199—201). Раннее происхождение «Сказания о победе над болгарами» подтверждается текстом «Слова великого князя о милости божией», продолжающим в некоторых списках текст Сказания о победе. В Слове указывается, что праздник в честь победы над болгарами установлен «худым и грешным рабом божиим Андреем князем, сыном Георгиевым, внуком Мономахова именем Владимира, царя и князя всея Руси» (см. рукопись ЛОИИ, собр. Н. П. Лихачева, № 161. Торжественник 80-х гг. XV в., л. 449 об.—450). По мнению И. Е. Забелина, так мог говорить только сам Андрей Боголюбский. Исследователь даже связывал с ним авторство «Сказания о победе над волжскими болгарами» (Забелин. Следы, с. 44, 45, 49). Вероятность существования Сказания уже в XII в. доказывает упоминание о празднике Спаса и богородицы в Троицком кондакаре конца XII — начала XIII в. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 23, л. 47) и в евангелии из Архангельского собора (ГИМ, собр. Архангельского собора, № 1/1019, л. 255 об.). «Сказание о победе над волжскими болгарами» и рассказ о чудесах Владимирской иконы — два самостоятельных произведения XII в., существовавшие, по-видимому, независимо друг от друга до конца XV в., когда они были объединены и вместе с другими статьями составили С.
Идейная направленность произведений полностью соответствовала идейно-политическим мероприятиям Андрея Боголюбского. В С. проводилась идея избранности Владимиро-Суздальской земли среди других русских княжеств, подчеркивалось большое политическое значение деятельности великого князя, упоминалось покровительство ему небесных сил. Эти идеи — и особенно мысль о приоритете Владимирской земли и ее князей — оказали влияние на авторов «Повести о Темир-Аксаке» и «Сказания о Владимирской иконе богоматери» XVI в., которое, как говорилось, не следует смешивать со С. XII в. В последнем произведении текст С. о чудесах стал основной частью обширного повествования об истории общерусской святыни.
Изд.: Ключевский В. О. Сказание о чудесах Владимирской иконы божьей матери. СПб., 1878 (изд. ОЛДП, № 30); Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. — В кн.: Археологические известия и заметки. М., 1895, № 2—3, с. 37—49.
Лит.: Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль древней Руси (XI—XIV вв.). М., 1960, с. 242—243; Воронин Н. Н. 1) Сказание о победе над болгарами 1164 г. и празднике Спаса. — В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. статей к 70-летню акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963, с. 88—91; 2) Из истории русско-византийской борьбы XII в. — ВВ. М., 1965, т. 26, с. 190—218; Альшиц Д. Н. Что означает «Пирогощая» русских летописей и «Слова о полку Игореве». — В кн.: Исследования по отечественному источниковедению. М.; Л., 1964, с. 475—482 (Тр. Ин-та ист. АН СССР, Л/о, вып. 7); Насонов А. Н. История русского летописания XI — нач. XVIII в. М., 1969, с. 138—143; Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 54—59.
И. Л. Жучкова