Волшебные тени

Минимизировать
— 88 —

Волшебные тени. В «Молодых супругах» друг героя, увидев примирение влюбленных после недавней размолвки, восклицает: «Вот неожиданность! хоть бы в волшебных тенях…» (2, 43). Здесь имеется в виду теневой театр, представлявший собой разновидность кукольного театра. Его происхождение связано с народными теневыми представлениями на древнем Востоке, прежде всего в Китае; отсюда — «китайские тени», хотя этот вид искусства получил распространение и в других восточных странах (Индонезия, Турция, Персия), а затем, с XVII в. — в Европе. На световом экране создаются теневые черно-белые или цветные силуэтные изображения плоских кожаных, картонных, деревянных фигур, приводимых в движение посредством тросточек или нитей. Эта техника, постоянно совершенствуясь, позволяет давать отдельные сцены и целые спектакли на любые сюжеты. В России первые подобные представления, с использованием промасленной бумаги, отмечаются при царе Алексее Михайловиче; в начале XIX в. «волшебные тени» были уже достаточно широко известны. Сохранились, в частности, эскизы черно-белых батальных сцен, выполненные для теневых представлений современником Г. выдающимся художником Ф. П. Толстым. Примечательно, что Сафир тоже как бы создает словесный эскиз для теневой сцены: «Супруга нежная в слезах, муж на коленях!..» И в этом же духе далее предлагает новую картинку: «Или прикажете мне к вашим пасть ногам?» (см.: 2, 403; комментарий Л. А. Степанова).