ГАЛЬЯНИ (Galiani) Фердинандо (1728–1787), аббат, итальянский экономист, историк и философ, мастер эпистолярного жанра, друг Д. Дидро. Письма Г., изданные в 1818, пользовались популярностью в России, их цитировали Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, И. И. Дмитриев, А. И. Тургенев. Хорошо их знал и П., имевший это издание (Библиотека П. № 93l). В письме от 10 июля 1826, советуя Вяземскому написать «жизнь» Карамзина, П. сослался на Г.: «Но скажи всё; для этого должно тебе иногда употребить то красноречие, которое определяет Гальяни в письме о цензуре» (Акад. XIII, 286 — имеется в виду письмо Г. к г-же д’Эпине (d’Epinay L.-F.-P., 1726–1783) от 24 сентября 1774, где говорится: «Знаете ли вы мое определение того, что такое высшее ораторское искусство? Это — искусство сказать всё и не попасть в Бастилию в стране, где запрещено говорить всё»). В письме к жене около 26 июля 1834 П. дважды процитировал на языке подлинника печатавшийся в качестве приложения к переписке Г. его «Диалог о женщинах», в котором один из собеседников называет женщину «животным по природе своей слабым и болезненным» (Акад. XV, 182). По предположению Ю. М. Лотмана, одним из источников записки П. «О народном воспитании» (1826) было письмо Г. к г-же д’Эпине от 4 августа 1770, где, полемизируя с Ж.-Ж. Руссо, Г. выступил против «частного воспитания». В стихотворении «К вельможе» (1830) Г. упомянут как входивший в «энциклопедии скептической причот» (ст.74).
Лит.: ОА. Т. 1. С. 517–518; Письма. Т. 2. С. 169–170; Лотман Ю. М. Три заметки к проблеме: «Пушкин и французская культура». 2. К проблеме: Пушкин и переписка аббата Гальяни // Проблемы пушкиноведения. Рига, 1983. С. 71–75 (То же // Лотман. Избр. ст. Т. 3. С. 425–427; Лотман. Пушкин. С. 354–357).
Л. И. Вольперт