Иона, игумен Глушицкого монастыря

Иона (XVI в.) — иеромонах Антониево-Сийского монастыря, игумен Глушицкого монастыря, автор житий. Никаких биографических сведений о нем нет.

Находясь в Сийском монастыре, И. написал в 1578 г. Житие основателя монастыря Антония Сийского: «Месяца декабря в 7 день. Житие и подвизи и отчасти чюдес исповедание преподобнаго отца нашего Антония игумена, иже на Михайлове езере пречестен монастырь поставльшаго, во имя пресвятыя и живоначальныя Троица и пречистая Богородица честнаго и славнаго ея Благовещения, иже и Сийский нарицается. Списано бысть священноиноком Ионою, тоя же честныя обители пострижеником». Перу И. принадлежит похвальное слово и служба святому (служба была написана в 1579 г.). Перед описанием чудес И. излагает историю написания Жития: обозначает год, называет имя великого князя, митрополита всея Руси и епископа вологодского и великопермского, при которых он написал свой труд. Далее он говорит, что со времени смерти Антония прошел 21 год, и осталось совсем немного иноков, которые помнят Антония, и продолжает: «И сего ради аз убогий священноинок Иона, последний во святем братстве сем, еже от оставшихся ученик блаженнаго, достоверных сведетелей, поведуема слышах, писанию предах от многих малая, да не забвены будут труды его и терпение на святем месте сем. Понужен бысть сея же честныя обители игуменом Питиримом и от ученик блаженаго, о немже поведаша ми сия: ин убо от ученик блаженнаго поведа сию добродетель святаго си отца, ов же ину, ин же род его и воспитание и от юны версты пребывание. Аз же, сие во едино собрав, писанию предах к ревности последствующих святому житию его». При написании Жития Антония Сийского И. широко использовал материалы житий Александра Свирского (см. Иродион), Александра Ошевенского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского (см. Пахомий Серб). Житие Александра Свирского, как отмечает И. Яхонтов, И. почти наполовину повторил дословно в своем Житии Антония Сийского. Однако в сочинении И. немало интересных реальных данных об Антонии и о Сийском монастыре, отдельные характеристики Антония (автор несколько раз отмечает его физическую силу), зарисовки монастырского быта отличаются живостью и красочностью, рассказы о чудесах святого, как и в подавляющем большинстве севернорусских житий, примечательны чертами реального быта. Замечательно составленное И. Житие Антония Сийского описаниями севернорусской природы.

Во время пребывания на игуменстве в Глушицком монастыре И. написал Житие Сергия Нуромского (Обнорского): «Месяца октября в 7 день. Сказание мало отчасти о житии, и о прихождении на место сие, и о чудесех, и о преставлении, и о явлении преподобнаго отца нашего Сергия Обнорскаго, вологодскаго чюдотворца, иже на реце на Нурме, и собеседника преподобному Павлу чюдотворцу». Сергий Нуромский был учеником Сергия Радонежского, к которому он пришел в Троицкий монастырь с Афона (откуда и как он попал на Афон ничего неизвестно). Прожив некоторое время в монастыре Сергия Радонежского, Сергий Нуромский ушел на Север, в Вологодские края, и основал на реке Нурме, в Обнорской волости, Спасский монастырь, умер в 1412 г. И в Житии Сергия Нуромского автор его, указав год создания своего произведения — 1584-й, пишет: «Написа же Житие се чюдотворца Сергия инок Иона, иже бысть в та лета у Покрова пречистыя Богородицы обители Дионисия чюдотворца, иже на Глущице, игумен… написах, елика в слухы моя достиже и елика в свитцех обретох написана». И в другом месте своего произведения И. подробно раскрывает, какие «слухи» и «свитки» он имеет в виду: о жизни и подвигах Сергия хорошо знал его постриженник Алексей, который затем был послан Сергием в учение к Павлу Обнорскому, и со временем стал игуменом монастыря, созданного последним. У этого Алексея был ученик Антоний, которому Алексей рассказал все, что знал о Сергии. «Той же Антоний поведа ученику своему Геннадию, тако зовому ограднику сущу обители великого Павла (т. е. — садовнику, огороднику монастыря Павла Обнорского. — Л. Д.). Той же Геннадий оградник поведа Протасию иноку». Со временем Протасий стал игуменом Павлова Обнорского монастыря и записал рассказ Геннадия. Эти записи и устные предания о Сергии послужили тем материалом, на основе которого И. написал Житие Сергия Нуромского.

Третье житие, написанное И. — Житие Варлаама Важского (иначе — Пинежского или Шенкурского): «Месяца июня в 19 день. Память преподобнаго отца нашего Варлаама, пинежскаго чюдотворца, иже на Ваге пречестен монастырь составльшаго во имя святаго славнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, его же отчасти чудес исповедания». До пострижения Варлаам Пинежский, в миру новгородский боярин Василий Степанович Своеземцев, в своих владениях в Заволочье при впадении р. Пинежки (Пеняжки) в р. Вагу, недалеко от Шенкурска, построил небольшой городок, в который со временем перебрался с семьей из Новгорода. На противоположном берегу р. Пинежки Василий Своеземцев основал монастырь, в котором под старость постригся и где умер в 1467 г. Монастырские предания о Варлааме послужили И. материалом для написания жития основателя монастыря. Это житие он написал в 1589 г. Как и в двух других своих произведениях автор сообщает читателям об истории своего труда: «...орудием некоим от отец обители святыя Троицы (т. е. из Сийского монастыря. — Л. Д.) послану ми бывшу на Вагу глаголемую, и тамо орудием тем, по заповеданию отец, задержану ми бывшу, яко и замети ми тамо. И сего ради закоснения случися ми время довольно пребыти во святей обители сей святаго Варлаама». Задержавшегося по монастырским делам в монастыре Варлаама Пинежского И., братия монастыря попросила написать житие основателя монастыря, так как жития Варлаама не было, а в монастыре уже доживали свой век старцы, помнившие еще тех монахов, которые были современниками святого. Выполняя эту просьбу И. написал Житие Варлаама Пинежского.

Итак, Житие Антония Сийского И. писал в то время, когда об Антонии еще хорошо помнили, были еще живы современники его, сам автор являлся монахом основанного Антонием монастыря; два других жития писались И. через очень большой промежуток времени после жизни святого: Житие Сергия Нуромского — через 172 года после смерти Сергия, а Житие Варлаама Пинежского — через 122 года после смерти Варлаама. Биографические данные, сообщаемые И. об этих двух святых по сравнению с данными об Антонии Сийском, очень скудны, но, как отмечает В. О. Ключевский «и немногие сведения о Сергии и Варлааме, записанные Ионой, получены им из надежных источников» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 302). Таким образом, все жития, написанные И., представляют определенную ценность как исторические источники и являются интереснейшими памятниками древнерусской агиографической литературы. Агиографическое творчество И. заслуживает специального исследования. Из сочинений И. издано только Житие Варлаама Важского.

Изд.: Житие преподобного Варлаама Важского / Изд. с предисл. по списку XVI в. № 677 Троице-Сергиевой лавры А. Григоровичем // ПО 1887, июль, Приложение, с. 1—47.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 300—302; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880, с. 219—231; Яхонтов Ив. Жития севернорусских подвижников Поморского края, как исторический источник. Казань, 1881, с. 110—114; Барсуков. Источники агиографии, стб. 51—55, 77—78, 510—511; Строев. Словарь, с. 147—151; Филарет. Обзор, с. 163; Коноплев Н. Святые Вологодского края. М., 1895, с. 65—68; Кадлубовский Арс. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 310—326.

Л. А. Дмитриев