Иосиф Волоцкий

Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (ум. 1515 г.) — игумен основанного им Волоколамского монастыря, церковный деятель и публицист. Основные факты его биографии сообщаются в Житии Иосифа Волоцкого нескольких редакций, написанных через много лет после смерти И. В. и во многом неточных; дополнительные данные могут быть извлечены из сочинений самого И. В.

И. В. родился в семье служилых землевладельцев Волоцкой земли (первоначально принадлежавшей Новгороду, но уже с первой половины XV в. фактически присоединенной к Московскому княжеству). Еще молодым человеком И. В. постригся в монахи в Боровском монастыре, находившемся во владениях великих князей Московских и возглавлявшемся известным церковным деятелем Пафнутием Боровским. Уже в этот период, будучи «в учимом чину», И. В. написал свое первое полемическое сочинение — Послание о Троице архимандриту тверского Отроча монастыря Вассиану, направленное против не названных по именам новгородских или каких-то тверских еретиков, ставивших, возможно, под сомнение догмат о троице и указывавших на то, что церковные авторитеты «разньствуют» в вопросе об иконном изображении Троицы. После смерти Пафнутия в 1479 г. И. В. был назначен игуменом Боровского монастыря, но вскоре покинул этот монастырь и перешел из владений великого князя Ивана III во владения его брата — удельного князя Бориса Волоцкого. В Послании монахам Пафнутьева монастыря И. В. прямо объяснял этот переход столкновением с Иваном III, забиравшим монастырских «сирот» (крестьян), и опасением, что его враждебные отношения с великим князем могут грозить «нежалованием» всему монастырю. Переход И. В. к Борису Волоцкому совпал по времени с выступлением самого Бориса (и другого удельного князя — Андрея Углицкого) против Ивана III и его обращением к покровительству польско-литовского короля Казимира.

Литературная деятельность И. В. начиналась, таким образом, в обстановке прямого конфликта с великокняжеской властью. Вскоре, после 1479 г., И. В. основывает во владениях Бориса Волоцкого новый монастырь Успения Богородицы (обычно именуемый Иосифовым Волоколамским монастырем), ставший с конца XV в. одним из центров религиозной и культурной жизни Московской Руси. С самого начала деятельность И. В. и его монастыря оказалась направленной против распространившегося в Русском государстве реформационного движения — новгородско-московской ереси (в историографии XIX в. обычно именовавшейся «ересью жидовствующих»). Основным литературным памятником этой деятельности считается составленная И. В. «Книга на новгородских еретиков», или «Просветитель» (последнее название встречается в рукописях только с XVII в.), дошедшая в двух редакциях — краткой (состоящей из 11 полемических слов; списки, в которых содержится 8 или 10 слов, представляются уже вторичными сокращениями) и пространной (16 слов — в этой редакции названо имя автора, «грешного инока Иосифа»). Однако «Просветитель», даже в первой, краткой редакции был составлен тогда, когда еретическая «буря» уже прекратилась, — не ранее 1502 г. Но до нас дошли и источники «Просветителя» — отдельные полемические «слова», созданные еще в конце XV в., когда еретики — новгородские и особенно московские — пользовались прямым покровительством великокняжеской власти. Это следующие памятники: 1) сочинение в защиту икон и других священных предметов, состоящее из вступительного «Послания иконописцу» и трех полемических «слов»; 2) «Сказания о скончании седьмой тысящи», связанные с ожидавшимся, но не состоявшимся в 1492 г. (7000 г. от сотворения мира) «концом мира» и также состоящие из трех частей; 3) «Рассуждение об иноческом жительстве» (восходящее, по-видимому, к более раннему памятнику, отразившемуся в 11-м слове «Просветителя»). Кроме полемических слов к тому же периоду относится ряд посланий И. В. — Послание Нифонту Суздальскому (пространная, и, по всей видимости, первоначальна» редакция этого послания относится к 1492—1494 гг.), брату И. В. Вассиану Санину, архимандриту Евфимию, Послание четырем духовным лицам о расстригшемся чернеце, два послания о «человеке», постригшемся в монахи, Послание вельможе, морящему голодом своих рабов, Послание неизвестному обличителю ереси (возможно, Геннадию, архиепископу Новгородскому), сохранившееся только в формулярной редакции (без собственных имен) и анонимное «Послание вельможе Иоанну о смерти князя», которое также, по всей видимости, принадлежит И. В. и связано со скоропостижной смертью в 1494 г. его покровителя Бориса Волоцкого. К этому же периоду может быть отнесена и краткая редакция Монастырского устава И. В. (сохранившаяся в том же волоколамском сборнике начала XVI в., в котором дошел и древнейший список «Просветителя»), имеющая антиеретический характер и провозглашающая в ответ на еретическую критику ряд важных реформ в монастырском быту (полный запрет всякой личной собственности для монахов — в частности, на иконы и книги). Завершением всего первого периода творчества И. В. было послание Ивану III о еретике Кленове, послание духовнику Ивана III Митрофану, написанное в 1503—1504 гг. и первая (краткая) редакция «Просветителя».

Противоеретическая деятельность И. В. велась до конца XV в. в трудных для него условиях, когда Иван III, стремившийся к секуляризации монастырского землевладения, оказывал явное покровительство еретикам — особенно московскому еретическому кружку Федора Курицына. В связи с этим И. В. в сочинениях раннего периода (особенно в одном из слов, приложенных к «Посланию иконописцу»), призывал оказывать решительное сопротивление «царю-мучителю», оскорбляющему христианскую веру. В своей борьбе он был не одинок — его поддерживал архиепископ Новгородский Геннадий и другие церковные иерархи. Существенную роль в антиеретической полемике, возможно, играл и известный церковный деятель Нил Сорский. Рукой Нила Сорского была написана часть (начало «Сказания о новоявившейся ереси», 1-е, 2-е, часть 7-го, 7—10-е слова) того списка «Книги на новгородских еретиков» («Просветителя»), который был передан в Волоколамский монастырь при жизни И. В. Возможным представляется и соавторство Нила при написании «Послания иконописцу» и следующих за ним полемических слов.

И. В. прежде всего — полемист и обличитель; стиль его высокопарен и торжествен. Он постоянно ссылается на библейские и «святоотеческие» тексты (особенно часты цитаты из Иоанна Дамаскина, Василия Великого). Но опираясь на их авторитет, И. В. развивает далее свою аргументацию самостоятельно и логично, стремясь последовательно отвергнуть (хотя бы формально) аргументы противников. Такая логичность и большая начитанность в богословии позволяет видеть в И. В. своеобразного русского представителя средневековой схоластики.

С начала XVI в. Иван III уступает давлению церковников, отказывается от секуляризационных планов (собор 1503 г.) и соглашается на расправу над еретиками (1504 г.). С этого же времени изменяется и позиция И. В. — он становится решительным сторонником великокняжеской власти и заявляет (цитируя сочинения византийского писателя VI в. Агапита), что «царь убо властью подобен вышнему богу». В 1507 г. произошло столкновение И. В. с сыном его прежнего покровителя, удельным князем Федором Борисовичем Волоцким, захватывавшим монастырское имущество. И. В. заявил о переходе монастыря под непосредственную власть великого князя; Василий III (вступивший на престол в 1505 г.) согласился взять монастырь под свое покровительство. Против И. В. выступал архиепископ Новгородский Серапион, отлучивший волоколамского игумена от церкви; за И. В. вступился митрополит Симон, лишивший новгородского владыку сана. Разгорелась бурная полемика, в ходе которой против И. В. впервые выступили «нестяжатели» во главе с Вассианом Патрикеевым. Ученик Нила Сорского, сочувствовавшего И. В. в его борьбе с еретиками и не вступавшего (во всяком случае, до 1503 г.) в полемику с И. В., Вассиан обвинил волоколамского игумена в крайней и неоправданной жестокости по отношению к раскаявшимся и даже мнимым еретикам; он поднял вопрос об ограничении монастырского землевладения. Василий III в этой борьбе между И. В. и Вассианом занимал колеблющуюся позицию (в 1511 г. великий князь примирился с опальным Серапионом и потребовал того же от И. В.).

Ко второму периоду творчества И. В. относится пространная редакция «Просветителя», составленная в 1510—11 гг. и включающая дополнительные слова (12—16-е), направленные против «нестяжателей» и косвенно — против Серапиона (12-е слово, задевавшее Серапиона, И. В. потом вынужден был изъять из «Просветителя»), пространная (минейная) редакция Устава, смягчавшая прежний абсолютный запрет на личную собственность для монахов и вводившая три разные «устроения» для различных категорий монахов. Непосредственно с дополнением «Просветителя» были связаны «Слово об осуждении еретиков» и «Слово о благопремудростных коварствах» и два послания Василию III (включенные затем во вторую редакцию книги). В связи со спором с князем Федором Волоцким и архиепископом Серапионом написаны трактат «Яко не подобает святым божиим церквам обид творити» и послания И. В. митрополиту Симону, Б. В. Кутузову, И. И. Третьякову-Ховрину, В. А. Челяднину и Василию III о примирении с Серапионом. С вопросами монастырского быта связаны послания княгине М. Голениной, «Послание некоему брату о соблюдении заповедей» и «Послание старцам о хмельных напитках» (эти два послания перекликаются с минейной редакцией Устава). К тому же периоду относятся два послания И. В. князю Юрию Васильевичу Дмитровскому (брату Василия III) и послание Василию III о преемнике по игуменству.

Литературоведами уже отмечалась своеобразная разностильность сочинений И. В., его умение «с завидной легкостью» переходить «от одной манеры изложения к другой» (И. П. Еремин). Послания И. В., связанные с реальным бытом, написаны иначе, чем его полемические послания, — в них нередко отражается живая бытовая речь того времени. Так, в послании Б. В. Кутузову И. В., обличая своего обидчика Федора Волоцкого в ограблении различных «городских и сельских» людей, рассказывал о том, как князь Федор вымогал деньги у вдовы некоего «торгового человека»: «И князь Федор послал да велел ее мучить. И она сказала все, где что у нее лежит, и он послал, взял все деньги...». И. В. просил, чтобы князь, по крайней мере, не оставил ограбленную вдову без жалования; князь обещал ее «пожаловати». Но он всего навсего послал ей однажды «от обеда пять оладей, и на завтрея четыре оладьи, а денег не отдал ни одное. Ино и дети и внучата и ныне по дворам волочатся...».

Творчество И. В. оказало большое влияние на публицистику XVI—XVII вв. В XVI в. И. В. воспринимался уже как идеолог сильной монархической власти — «дворянин великого князя». Иван Грозный постоянно «имал» и «чел» «Просветитель», заимствуя из него не только отдельные цитаты, но и самую манеру полемики — систематического опровержения (хотя бы и формального) всех замечаний своего оппонента. В XVII в. Аввакум видел в И. В, одного из столпов «древляго благочестия», хотя и отвергал его теорию божественного «благопремудростного коварства».

Основной корпус сочинений И. В., кроме «Просветителя», издан в книгах Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье и «Посланиях Иосифа Волоцкого»; в кн. В. Малинина издан трактат «Яко не подобает божиим церквам обид творити».

Изд.: Просветитель или обличение ереси жидовствующих: Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Казань, 1857 (дальнейшие переизд. без изменений — Казань, 1882, 1892 и 1904 гг.); Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1902, Приложения, с. 128—144; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. М.; Л., 1955. Приложения. Источники по истории еретических движений конца XIV — начала XVI в., № 17, 23, 24, 29, 30; Послания Иосифа Волоцкого/ Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959; Кобрин В. Б. Послание Иосифа Волоцкого архимандриту Евфимию // Зап. Отд. рук. ГБЛ. М., 1966, вып. 28, с. 227—239; Клосс Б. М. Неизвестное послание Иосифа Волоцкого // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 350—352; ПЛДР. Конец, XV — первая половина XVI в. 1984, с. 324—357.

Лит.: Казанский П. С.: 1) Иосиф Волоколамский / Прибавл. к творениям святых отцов в рус. пер. М., 1847, ч. 5; 2) Писания Иосифа Волоколамского // Там же; Булгаков Н. А. Преподобный Иосиф Волоцкий. СПб., 1865; Хрущев И. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868 (рец.: Костомаров Н. — Вестн. Европы, 1869, кн. 4); Невоструев К. И. — Отчет о XII присуждении наград гр. Уварова, СПб., 1870); Миллер О. 1) Вопрос о направлении Иосифа Волоколамского // ЖМНП, 1868, № 2; 2) Инквизиторские вожделения ученого // Заря, 1870, т. 10; Жмакин В. Борьба идей в России в первой половине XVI в. — ЖМНП, 1882, № 4; Дьяконов М. Власть московских государей: Очерки по истории политических идей древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889, с. 94—95 и 129; Пыпин А. Н. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский // Вестн. Европы, 1894, кн. 6; Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. М., 1914, т. 1, с. 133—142; Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах церковной власти. Пг., 1916, с. 197—229; Рыбаков Б. В. Воинствующие церковники XVI в. // Антирелигиозник, 1934, № 3, с. 21—31, № 4, с. 21—31; Будовниц И. У. Русская публицистика XVI в. М.; Л., 1947, гл. 2, с. 84; Rаеff М. An Early Theoretist of Absolutism: Joseph of Volokolamsk // The American Slavic and East European Review, 1949, v. 8, N 2, apr.; Зимин А. А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // ТОДРЛ. М.; Л., 1953, т. 9, с. 159—177; Špidlik T. Joseph de Volokolamsk: Une chapitre de la spiritualité russe. Roma, 1956; Лурье ЯС. 1) Послание вельможе Иоанну о смерти князя // Slavia, 1958, vol. 27, seš. 2, с. 216—225; 2) Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.; Л., 1960, с. 204—284, 426—481; 3) Unresolved Issues in the History of the Ideological Movements of the late XV th century // Medieval Russian Culture / Ed. by H. Birnbaum and M. S. Flier. Berkeley; Los Angeles; London, 1984 (Califonia Slavic Studies, 12), p. 163—170; Клибанов АИ. Реформационные движения в России. М., 1960, с. 178—181, 206—223; SzеftеМ. Joseph Volotsky’s Political Ideas in a New Historical Perspective // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, 1965, N. S., Bd 1, N 1, S. 19—29; Успенский ЛА. 1) Роль московских соборов XVI в. в церковном искусстве // Вестн. Рус. Зап.-Европ. Патриаршего экзорхата, 1966, № 4, с. 225, примеч. 19; 2) Исихазм и расцвет русского искусства, гл. 3 // Там же, 1967, № 60, с. 23, примеч. 23; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев — списатели книг // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1974, сб. 2, с. 161, 167; Прохоров Г. М. Автографы Нила Сорского // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник. 1974. М., 1975, с. 52—53; Goldfrank D. Old and New Perspectives on Josif Volotsky’s Monastic Rules // Slavic Review, 1975, vol. 34, N 2.

Я. С. Лурье