Истомина Евдокия (Авдотья) Ильинична

Минимизировать
— 195 —

Истомина Евдокия (Авдотья) Ильинична (1799–1848), петербургская балерина, знакомая Г., воспета Пушкиным в гл. I «Евгения Онегина» («И вдруг, как ветр, ее полет…»). Любовница кавалергарда В. В. Шереметева. С. Бегичев рассказывал Д. Смирнову: «Шереметев, шалун, повеса, но человек с отлично-добрым и благородным сердцем, любил И-ну со всем безумием страсти, а стало быть, с ревностью. И в самом деле она была хорошенькая, а в театре, на сцене, в танцах, с грациозными и сладострастными движениями — просто прелесть!.. Шереметев с ней ссорился часто и, поссорившись перед роковой для него дуэлью, уехал от нее. Надо заметить, что скорей он жил у нее, чем она у него. И-на, как первая танцовщица, получала большие деньги и жила хорошо <…>. Г., который в то время жил вместе с графом Завадовским, бывал у них очень часто как
— 196 —

друг, как близкий знакомый. Завадовский имел, кажется, прежде виды на И-ну, но должен был уступить счастливому сопернику. Поссорившись, Шереметев, как человек страстно влюбленный, следил, наблюдал за И-ной: она это хорошо знала. Не знаю почему, во время этой ссоры Г. вздумалось пригласить к себе И-ну после театра пить чай. Та согласилась, но, зная, что Шереметев за ней подсматривает, и не желая вводить его в искушение и лишний гнев, сказала Г., что не поедет с ним вместе из театра прямо, а назначила ему место, где сейчас же после спектакля встретиться, — первую, так называемую Суконную линию Гостиного двора, на этот раз, разумеется, совершенно пустынную, потому что дело было ночью. Так все и сделалось: она вышла из театральной кареты против самого Гостиного двора, встретилась с Г. и уехала к нему. Шереметев, наблюдавший издалека, все это видел. Следуя за санями Г., он вполне убедился, что И-на приехала с кем-то в квартиру Завадовского…» (Восп. С. 240–241). Результатом стала дуэль Завадовского с Шереметевым 12.11.1817. Впоследствии И. была замужем за артистом Якуниным, братом фельдъегеря, прибывшего в станицу Екатериноградскую и привезшего Г. «письмо из театральной школы» (3, 107–108).