Житие митрополита Петра

Житие митрополита Петра — древнерусский агиографический памятник XIV в. Существуют две редакции Ж., из которых одна является переработкой — распространением другой. Первоначальная связывается с именем ростовского епископа Прохора, вторую создал митрополит Киприан. Каждая из редакций имеет свои подразделения. У первой В. А. Кучкин различает два извода: в одном из них имя епископа Прохора в заглавии отсутствует, в другом есть некоторые фактические неточности, а к самому Ж. присоединено «Поучение Петра митрополита, егда припре тверскаго епископа Андрея в соборе». В. А. Кучкин связывает с именем Прохора именно это поучение, а Ж. (он называвшего «Сказание о смерти митрополита Петра») считает написанным не Прохором, а неизвестным москвичом — возможно, одним из клириков Успенского собора, близким к митрополиту, князю Ивану Даниловичу Калите и московскому тысяцкому Протасию. Время написания — лето (до 14 августа) 1327 г. Появление второго извода объясняется канонизацией Петра в 1339 г. в Константинополе; к Ж. при этом было присоединено Поучение, они получили один общий заголовок, в результате чего имя Прохора и оказалось связанным с Ж. После 1348 г. этот извод был дополнен новыми записями о чудесах. Старейший список первого извода относится к 70-м гг. XV в., второго — к концу XV — началу XVI в. Ж. в этой редакции невелико по объему, в нем коротко говорится о рождении, детстве, раннем пострижении в монахи, иноческой жизни и иконном писании Петра, о том, как он стал митрополитом, о конфликте его с тверским епископом Андреем, об обращении им внимания на Москву и его совете князю Ивану Даниловичу построить церковь в честь Богородицы, о создании им в этой строящейся церкви гроба для себя и о его смерти, погребении и посмертных чудесах. Первоначальная редакция Ж. издана Макарием.

На основе этого первоначального Ж., существенно распространив и переработав его, митрополит Киприан создал — как часть большой Службы митрополиту Петру — свою редакцию Ж. (оно должно было читаться после 6-й песни канона). Сравнительно с первой эта редакция отличается большей отделанностыо литературной формы — появились риторическое вступление, отступления, эпизод с пророческим видением во сне отроку Петру мужа в святительских одеждах, небольшое заключительное похвальное слово; все повествование приобрело характер непринужденного живого и поучительного рассказа человека с широким жизненным и литературным кругозором, уверенного в себе, хорошо владеющего словом, позволяющего себе эмфазу и иронию. Здесь ощутима публицистическая задача редактора, порождаемая его борьбой с соперниками, Митяем-Михаилом и Пименом, а также с великим князем Дмитрием Ивановичем за свои митрополичьи права: подчеркивается, в частности, что Петр, прежде чем стать митрополитом, прошел без спешки и перепрыгиваний все иерархические ступени, а его соперник Геронтий характеризуется как человек дерзкий и объятый недугом «самовластия» — схоже с тем, как изображается Митяй-Михаил во втором Послании Киприана старцам Сергию и Феодору, в Повести о Митяе и летописной статье, где говорится о гибели Митяя. Единственное, что опустил Киприан в своем пересказе, это сообщение первоначального Ж. о предсмертном «воименовании» Петром своего наследника на митрополию. Под пером Киприана Ж. приобрело также черты его автобиографии: во-первых, за этой историей Петра легко угадывается история самого Киприана, а во-вторых, здесь прибавлен прямо автобиографический рассказ о бедствиях, испытанных Киприаном в 1379—1380 г. в осажденном генуэзцами Константинополе (говорится о свержении патриархов, Филофея и Макария, о мистической помощи митрополита Петра Киприану — после его молитвенного обращения к тому — добраться из Константинополя в Москву и быть там принятым на митрополию великим князем Дмитрием Ивановичем). Судя по пронизывающей эту редакцию публицистичности и самому ее характеру (тональность мягкого сравнительно с другими публицистическими произведениями Киприана, порожденными его борьбой за митрополичий престол, наставления князю), а также по тому, что автобиографические и все иные фактические данные не переходят в ней рубежа 1381 г., время ее создания определяется как 1381 г. (С. Шевырев, Л. А. Дмитриев, Г. М. Прохоров). Старейший список этой редакции Ж. находится в составе Службы митрополиту Петру в пергаменной Служебной минее на декабрь (хранится в Харьковской Государственной научной библиотеке им. В. Г. Короленко). Сообщение «Сказания вкратце о премудром Киприане», содержащегося в Степенной книге и в одном сборнике XVII в., о том, что Киприан написал Ж. в подмосковном селе Голенищеве в период 1397—1404 г., относится, по всей вероятности, к написанному Киприаном же на основании его собственной редакции Ж. Похвальному слову митрополиту Петру.

В XV в. Ж. в редакции Киприана было без изменений включено в Иосифо-Волоколамские Минеи, а в XVII в. — в Милютинские и Минеи Димитрия Ростовского. В XVI же в. оно было значительно распространено при включении в ВМЧ (издано в составе этого памятника, а также в составе Степенной книги и в работе Б. Ст. Ангелова). Распространения носят характер общих мест, отвечающих литературному вкусу XVI в. (появляется диалог, прямая речь, текст делится заголовками на главы). За время с XVI в. по XVIII в. появилось также несколько сокращений или сокращенных пересказов Киприановской редакции Ж., иногда дополненных похвалой.

Изд.: Макарий. История русской церкви. СПб., 1886, т. 4, кн. 1, с. 312—317; ВМЧ, декабрь, дни 18—23. М., 1907, стб. 1620—1646; Книга Степенная царского родословия. — ПСРЛ. СПб., 1912, т. 21, 1-я пол., с. 321—322; Ангелов Боню Ст. Из старата българска, руска и сръбска литература. София, 1958, с. 159—176; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978, с. 205—215.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 82—88; Барсуков. Источники агиографии, стб. 447—449; Шевырев С. История русской словесности. СПб., 1887, ч. 3, с. 88; Кучкин В. А. Сказание о смерти митрополита Петра. — ТОДРЛ, 1962, т. 18, с. 59—79; Дмитриев Л. А. 1) Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы: (К русско-болгарским литературным связям XIV—XV вв.). — ТОДРЛ, 1963, т. 19, с. 215—254; 2) Литературно-книжная деятельность митрополита Киприана и традиции Великотырновской книжной школы. — В кн.: Търновска книжовна школа. Втори международен симпозиум Велико Търново. 20—23 май 1976, София, 1980, т. 2. Ученици и последователи на Евтимий Търновски, с. 64—70; Дончева-Панайотова Н. Киприан: Старобългарски и староруски книжовник. София, 1981; Седова Р. А. Рукописная традиция «Жития Петра» в редакции митрополита Киприана. — ТОДРЛ, 1983, т. 37, с. 258—268.

Г. М. Прохоров