Апокрифы о апостолах Петре и Павле

Апокрифы о апостолах Петре и Павле — переводной апокрифический цикл, получивший распространение у южных и восточных славян. А. возникли в ранней христианской литературе: на «Апокалипсис Павла» ссылается еще Августин (ум. 430 г.), на «Хождение Павла» — Епифаний Кипрский (ум. 403 г.).

«Деяния апостолов Петра и Павла» (или «Деяния и мучение святых и славных и верховных апостолов Петра и Павла») повествуют о миссионерской деятельности апостолов, о «прении» с волхвом Симоном и о последовавшей затем казни Петра и Павла. Этот текст издан в составе «Материалов» А. Н. Попова. Он вошел в состав ВМЧ под 29 июня. С «Деяниями» сюжетно связан А. «Прение Петра апостола с Симоном волхвом». В нем повествуется о пребывании апостола в Риме, его споре с волхвом Симоном, о творимых апостолом и волхвом чудесах. Памятник этот встречается в разных редакциях и под различными названиями («Слово прения Петрова с Симоном», «Мучение святого апостола Петра, мучену в Риме Нероном» и др.). Краткий текст (нач.: «Пришедшю убо святому апостолу Петру от Антиохия в Рим и обиташе близ торгу...») читается в сборниках и входит в состав Пролога под 29 июня; вошел он под тем же числом и в состав ВМЧ. Более пространный текст (нач.: «По Клавдии же царствова Нерон, сын его, лет 14. При сем Симон волхв пришед в Рим...») представляет собой компиляцию из текста А. (какого именно варианта — еще предстоит уточнить) и фрагмента «Хроники Георгия Амартола» (см.: Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе. Пгр., 1920, т. 1, с. 252). Эта редакция читается в составе Хронографа Троицкого, Хронографа Тихонравовского, в сборниках, а также в ВМЧ.

К греческому тексту «Апокалипсиса Павла» восходит «Видение апостола Павла» «Епистолия апостола Павла», «Хожение апостола Павла по мукам»). В пространной редакции «Видения», изданной Н. С. Тихонравовым, рассказывается, как апостолу довелось увидеть грозных ангелов, «посылаемых на души неверных», добрых ангелов, охраняющих праведников, сам ад, муки, которым подвергаются там грешники. В этой своей части «Видение» сюжетно перекликается с «Хождением Богородицы по мукам». Известны также сокращенные переработки А.: «Слово о епистолии святого Павла» и «Слово о видении Павла апостола». В «Златоусте» читается статья «Слово от епистолии святого апостола Павла» (нач.: «Сынове человечестии, благословите беспрестани бога на всяк час...»), приуроченная к четвергу пятой недели поста, и статья «Слово о видении апостола “Павла”» (нач.: «Тако глаголеть господь пророком: Доколе согрешаете и прилагаете грехы на грехы...»), приуроченная ко вторнику второй недели поста. Эта же статья входит в «Измарагд» второй редакции, где составляет главу 118.

Знакомство с А. о Петре и Павле произошло на Руси, видимо, еще в XI в. А. Н. Попов указывал на отражение их в «Слове о немецком прельщении, како научи их Гугнивый Петр ереси», статье, сюжетно перекликающейся с обличением «латинян» в Повести временных лет (под 988 г.). Никифор, митрополит киевский (ум. 1121 г.) упоминает эти сюжеты в своем послании к Владимиру Всеволодовичу Мономаху. С «Деянием» связаны также тексты, обнаруженные М. Н. Сперанским в рукописи ГБЛ, собр. Ундольского, № 1296: «Мучение святого апостола Петра» (нач.: «Петру апостолу господа нашего Исуса Христа в Риме радующуся...») и «Мучение святого апостола Петра» (нач.: «В лета Нерона цесаря бе в Риме жидый Павел Луки от Галатия...»). Менее распространены были, видимо, в древнерусской письменности (или даже вообще ей неизвестны) А. «Житие апостола Петра» и «Житие апостола Павла», встречающиеся в южнославянских списках.

Изд.: Два слова о доннонощной молитве. — ПС, 1858, ч. 2, с. 599—604; Лавровский П. А. Описание семи рукописей имп. Публичной библиотеки. — ЧОИДР, 1858, кн. 4, разд. 3, с. 14—16; Павлово видение. — ПЛ, вып. 3, с. 129—133; Хождение апостола Павла по мукам. — Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 40—58; Уваров А. С. Образ ангела-хранителя с похождениями (Отрывок из русской символики). — Рус. арх., 1864, вып. 1, с. 13—25; Деяния апостолов Петра и Павла. — В кн.: Попов. Библиографические материалы, № 15; Шепелевич Л. Этюды о Данте. Харьков, 1891, 1. Апокрифическое видение св. Павла; Мочульский В. Н. Апокрифическое житие ап. Петра. — Тр. X Археол. съезда в Риге. М., 1899, т. 1, с. 298—305; Франко. Апокрифы, т. 3, с. 12—48; Яворский Ю. А. Карпато-русское житие апостола Павла. — ИОРЯС за 1914 г., 1915, т. 19, кн. 4, с. 75—93.

Лит.: Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских сочинений против латинян (XI—XV вв.). М., 1875, с. 21—27; Сахаров В. Эсхатологические сказания и сочинения в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879, с. 200—219; Батюшков Ф. Сказания о споре души с телом в средневековой литературе. — ЖМНП, 1890, сентябрь, с. 184—204; Архангельский А. С. К истории южнославянской и древнерусской апокрифической литературы. — ИОРЯС, 1899, т. 4, кн. 1, с. 112—118; Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной славянской и русской литературе. — Там же, т. 4, кн. 2, с. 457—462; Радченко К. Ф. Заметки о пергаменном сборнике XIV в. Венской придворной библиотеки. — ИОРЯС, 1903, т. 8, кн. 4, с. 175—211.

О. В. Творогов