МАЛЕРБ, Малгерб, Мальгерб (Malherbe) Франсуа (1555–1628)

МАЛЕРБ, Малгерб, Мальгерб (Malherbe) Франсуа (1555–1628), фр. поэт, основоположник классицизма в фр. поэзии. Наибольшей известностью пользовалось его ст-ние «Утешение Дюперье по поводу смерти его дочери» («Consolation à M. du Périer sur la mort de sa fille», 1598–1599), четвертая строфа к-рого постоянно цитировалась. Хрестоматийными были строки из первой песни «Поэтического искусства» (1674) Н. Буало, посвященные М. как основателю новой школы фр. поэзии, реформатору фр. языка и стиха; первое полустишие этого фрагмента («Enfin Malherbe vint...») стало крылатой фразой.

П. был с лицейской скамьи хорошо знаком с творчеством М. и относился к нему критически, держась мнения, что «Малерб держится 4 стр.<оками> оды к Дюперье и стихами Буало» (Акад. XII, 191). Эту мысль, сформулированную в черн. плане «О французской словесности» (1822 ?), П. уточнил мн. лет спустя в наброске статьи «О ничтожестве литературы русской» (дек. 1833 – март 1834). Процитировав строки из «Поэтического искусства» Буало, в к-рых М. был оценен «великим критиком» с «яркой точностию» и «строгой справедливостию», П. отметил, что М., «истощивший силы свои в усовершенствовании стиха», «ныне забыт», разделив обычную участь «писателей, [которые пекутся более о наружных формах слова], нежели о мысли, истинной жизни его, не зависящей от употребления!» (Акад. XI, 270). Те же строки Буало процитированы в статье «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» (1825; Акад. XI, 33). Строфика од и рифмовка сонетов М. оказала воздействие на форму сонетов П.

Лит.: Томашевский Б. В. Пушкин и французская литература // ЛН. Т. 31/32. С. 20 (То же // Томашевский. П. и Франция. С. 102); Томашевский. Строфика П. С. 75, 80, 84, 96.

Л. И. Вольперт