Арсений, епископ Тверской

Арсений (ум. 2 III 1410 г.) — епископ Тверской, автор Арсеньевской редакции Патерика Киево-Печерского. Согласно Житию, после смерти родителей наследство раздал нищим и, удалившись в Киево-Печерскую лавру, постригся в монахи. Там на него обратил внимание митрополит Киприан, взял его с собой в Москву и сделал «своим протодьяконом». 24 июля 1390 г. он рукоположил его в епископы г. Твери на место Евфимия Висленя, которого был вынужден сместить вследствие жалоб тверского великого князя Михаила Александровича. При А. в тверских землях (в Твери и династически и церковно едином с ними Кашине) оживилось прерванное московско-тверской войной 1375 г. летописание (см. тверские и кашинские известия в Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской). В 1390 г. А. венчал в тверской церкви Спаса младшего сына Михаила Александровича Федора, которого отец женил «на Москве у Феодора Андреевича у Кошки» (ПСРЛ. Пг., 1922, 15, вып. 1, с. 160); в 1394 г. воздвиг церковь в селе Желтикове «на реце на Тмаце во имя Феодосия и Антония» Киево-Печерских и создал Желтиков монастырь (там же, с. 164); в 1396 г. присутствовал в Москве на поставлении Григория на ростовскую епископию; в 1398 г. освятил возведенную Михаилом Александровичем «на Новом Городку» (в Городце) каменную церковь архистратига Михаила; год спустя вместе с Михаилом Тверским встречал и ставил в церкви Спаса присланную из Константинополя от патриарха икону Страшного суда, а затем постриг умиравшего князя в монахи и похоронил его (там же, с. 165—176). В 1401 г. А. участвовал в московском соборе девяти владык (кроме него, там были новгородский, черниговский, ростовский, суздальский, рязанский, тверской, сарский и подонский, коломенский и луцкий) во главе с митрополитом Киприаном, судившем новгородского архиепископа Иоанна и луцкого епископа Савву. В том же году А. выступал посредником-миротворцем между князем Василием Михайловичем Кашинским и великим князем Иваном Михайловичем Тверским, захватившим спорные земли. Два года спустя А. освятил построенную Иваном Михайловичем в Городке каменную церковь Николы; тогда же (1403 г.) венчал в Твери сына Ивана Михайловича Ивана; в 1404 г. заложил и через два года освятил каменную церковь Успения Богородицы в Желтикове монастыре; еще через год пристроил к ней притвор со стороны р. Тмаки. При А. в 1399 г. князем Михаилом Александровичем была обновлена тверская церковь Спаса Вседержителя, а в 1406—1407 гг. была расписана церковь архистратига Михаила в Городке. Таким образом, на протяжении всего своего епископства А. действовал как энергичный пастырь и организатор. В посвящении церквей основанного им Желтикова монастыря Успению Богородицы и Феодосию и Антонию Печерским можно видеть проявление некоторой его ностальгии по месту пострига.

В 1406 г. «замышлением епископа Тферьскаго» был создан древнейший из дошедших до нас списков Киево-Печерского патерика (ГПБ, Q.п.I.31), содержащий названную по имени А. «Арсеньевскую» его редакцию (известно 26 ее списков). А. А. Шахматов полагает, что эта редакция была создана независимо от реконструируемой Основной, хотя создатель ее руководствовался той же целью: «положив в основание Патерика сочинения Симона и Поликарпа, дополнить их статьями однородного содержания» (Киево-Печерский патерик и Печерская летопись // ИОРЯС, 1897, кн. 3, т. 2, с. 836—837). Арсеньевской редакции свойствен также ряд особенностей состава, композиции и содержания, некоторые части Патерика в ней опущены, некоторые переставлены, некоторые заменены. В частности, опущены некоторые фрагменты Жития Феодосия Печерского, эпистолярная часть Посланий Симона и Поликарпа, Житие иконописца Олимпия; место рассказов о затворниках Никите и Лаврентии заняли повествования о целителе Агапите и чудотворце Григории, людях социально активных. В целом памятник стал более жанрово-однородным, более «общерусским» (менее «местным» киево-печерским) и отразил, как считают, новый нравственный идеал эпохи, сочетавший монашескую созерцательность с энергичной общественной деятельностью (см.: Патерик Киево-Печерский).

А. умер, очевидно, после инсульта («поболев главою»), разбитый параличом и потерявший дар речи. Похоронен в основанном им Желтиковом монастыре. Его смерти и погребению посвящен летописный рассказ, древнейший вид которого сохранился в списке второй половины XV в. в составе второй подборки летописного материала в рукописи ГПБ, F.IV.603 (от этого текста зависит повествование летописей Новгородской IV и Авраамки, летописных подборок в сборниках ГБЛ, собр. Фадеева, № 24 и ГПБ, собр. Погодина, № 1596, а также позднейших летописей). Поэтические места этого рассказа (о параличе, смерти и погребении) стилистически родственны Слову о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского и произведениям, надписанным именем Епифания Премудрого, в первую очередь Житию Стефана Пермского.

В 1483 г. были открыты мощи А. и установлено местное празднование его памяти. По благословению тверского епископа Вассиана инок Желтикова монастыря Феодосий написал Службу А. (канон, стихиры и, очевидно, молитву; см. Сборники служб середины XVI в. ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, и ГБЛ, собр. Лукешевича, № 56, где указано имя автора — Феодосия), а также, вероятно, Житие Арсения. В каноне об А., в частности, говорится: «Благородием высок и благодушием изящен, разума мудростию удивлен бысть»; автор просит Христа, вняв молитвам А., помочь христианам в борьбе с варварами: «...молитвами твоего угодника жизнь умири всем, Слове, христианом, пособствуя на варвары...» (ГБЛ, ф. 310, № 104, XVI—XVII вв., л. 90). В XVII в. по благословению патриарха Никона при тверском архиепископе Лаврентии было постановлено праздновать день перенесения мощей А. (2 июля) и в 1655 г. была написана служба для этого праздника, а к Житию А. приложено Похвальное слово.

Лит.: Успенский В., Целепи Л. Святый Арсений, епископ Тверский (Выпись из Царственного летописца). Град св. Петра, 1903; Колосов В. И. Родина святителя Арсения, епископа Тверского // Твер. епарх. вед., 1904, № 3, с. 77—81, № 7, с. 251—262; Виноградов И. А. Святой Арсений, епископ Тверской. Тверь, 1909; Конявская Е. Л. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика // Вестн. МГУ, Сер. 9. Филол., 1983, № 2, с. 3—11.

Е. Л. Конявская, Г. М. Прохоров