Маркелл — инок, игумен Хутынский, автор житий Саввы Сторожевского и Новгородского епископа Никиты. Отрывочные биографические сведения о М., ограничивающиеся несколькими годами, имеются в летописях и в его собственных произведениях. Известность его в сер. XVI в., по всей видимости, была определена интересом к нему митрополита Макария как к писателю-агиографу. Сам М. сообщает, что он «повинующеся повелению» Макария написал Житие Саввы Сторожевского (не позднее 1552 г.), которое включили в Успенский и Царский списки Великих Миней Четиих. М. называет себя «многогрешным иноком», но был ли он в это время иноком Сторожевского монастыря, остается неизвестным, в Новгородской летописи сделана неясная запись, по которой можно предположить его связь с Пафнутиево-Боровским монастырем (ПСРЛ. СПб., 1841. Т. 3. С. 157, примеч. «и»). Вскоре он становится игуменом новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря (в 1551—1552 гг. игуменом еще был Гурий Коровин). Видимо, М. занял влиятельное положение при Новгородском архиепископе Пимене. Вместе с ним в 1555 г. он участвовал в поставлении архиепископа Гурия в Казань (ПСРЛ. СПб., 1914. Т. 13. С. 250) и вместе с ним вернулся из Москвы в Новгород. Последнее известие о М. зафиксировано в Летописи Новгородской II, где он ошибочно назван Мартирием (ПСРЛ. Т. 3. С. 157). В 1557 г. М. оставил игуменство и поселился в Антониеве монастыре, где прожил 6 месяцев и «сотворил» «житие Никите, епископу Новгородскому, и канун», после чего уехал в Москву (ПСРЛ. Т. 3. С. 158). О дальнейшей его судьбе ничего неизвестно.
Житие Саввы Сторожевского М. написал по поручению митрополита Макария, к которому с просьбой обратились монахи Сторожевского монастыря («умолену бывшю отцы обители оноя»). На скудость полученных фактических сведений указывает в своем произведении сам автор: «Мы же о рожении и о въспитании его не обретохом, токмо о пребывании его во мнишестве изыскавше, въкратце написахом» (ВМЧ. Дек. С. 68). Источниками и образцом для описания жизни Саввы в монашестве послужили Житие Сергия Радонежского и Житие его ученика Никона. Следует обратить внимание на включение в текст Жития рассказа о победе князя Георгия Дмитриевича Звенигородского над болгарскими татарами и о разорении Казани. Эта тема была злободневной в то время, когда создавалось Житие. Житие сопровождено чудесами, которые составлены были, видимо, со слов монахов монастыря. Первые чудеса датируются временем игуменства Дионисия (1490 г.), кончаются же временем игуменства Арсения (1543—1549 гг.).
Житие епископа Никиты М. написал, видимо, в нач. 1558 г. (во всяком случае до открытия его мощей 30 апреля 1558 г., так как об этом событии в Житии ничего не сказано). Как и в случае с Житием Саввы Сторожевского, М. обнаружил литературную осведомленность, хотя и не отличался творческой индивидуальностью. Содержание написанного им Жития основано на Сказании Поликарпа, помещенном в Патерике Киево-Печерском. После известий о затворничестве Никиты в Житии рассказано об избрании его епископом Новгородским и о его чудесах. Житие завершается похвальным словом святому. После редакции М. в XVI в. было написано еще три редакции Жития Никиты (Иоасафом, игуменом Данилова монастыря, Василием-Варлаамом, Зиновием Отенским).
Житие Никиты в редакции М. не опубликовано (см. рукописи ГИМ, собр. Барсова, № 114, XVI в. и ГПБ, Соф. собр., № 1492, XVI в.). М. еще был известен как знаток крюкового пения (Филарет. Обзор. С. 154—155).
Изд.: ВМЧ. Дек., дни 1—5. М., 1901. Стб. 67—84.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 248, 264—265; Макарий [Булгаков]. История русской церкви. 2-е изд. СПб., 1881. Т. 7. С. 429—431; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 391, 476—477; Строев. Словарь. С. 208—209.
Р. П. Дмитриева