Житие Зосимы и Савватия Соловецких

Житие Зосимы и Савватия Соловецких — памятник древнерусской литературы, созданный на рубеже XV—XVI вв. История его написания была зафиксирована письменно и дошла до нас в составе самого Ж.: в «Слове о сотворении жития Зосимы и Савватия» Досифея Соловецкого, составителя первоначальных записей о деятельности основателей Соловецкого монастыря, и в предисловии и послесловии Спиридона-Саввы, которому принадлежит литературная обработка материалов, собранных Досифеем, завершенная в 1503 г.

Но и о последующей судьбе произведения в XVI в. сохранились весьма интересные свидетельства того времени. До нас дошло предисловие к Ж., приписываемое одному из авторитетнейших писателей XVI в. — Максиму Греку. Предисловие как самостоятельное произведение встречается в сборниках в составе сочинений Максима Грека, а также переписывается в рукописях вместе с текстом Ж. Атрибуция Максиму Греку предисловия, а также и текста самого Ж. в этой редакции с этим предисловием требует уточнений. Автор предисловия пишет, что он обратился к этой теме по просьбе какого-то лица («будучи понужаем тобою»), скорее всего связанного с Соловецким монастырем. В том же предисловии дана оценка литературного творчества предшественников. По мнению Максима Грека, Досифей описал подвижничество основателей монастыря слишком просто, без красноречия («по тонку и неухищренно»), Спиридон-Савва литературно улучшил произведение, но в недостаточной степени («он же отчасти убо исправи и добрословием украси, но не все»). Следует обратить внимание на то, что автор Предисловия предъявляет претензии главным образом к литературному стилю произведения. В отношении своей работы над Ж. он отметил только, что к древнему прибавил и новое.

Между 1533—1538 гг. соловецкий монах Богдан обратился к сербскому писателю Льву Аниките Филологу с просьбой написать похвальные слова Зосиме и Савватию. Последний выполнил просьбу соловецких старцев, воспользовавшись как источником текстом Ж. с предисловием Максима Грека.

К перечню конкретных лиц, принявших в XVI в. участие в работе над Ж. следует добавить имена соловецкого игумена Вассиана и митрополита Филиппа II. В некоторых списках Ж. этим авторам приписывается описание ряда чудес. Однако в настоящее время нельзя сказать с достаточной определенностью, когда и какие именно чудеса были описаны Вассианом и Филиппом. В разных списках даются разные сведения. Например, в рук. ГПБ, Солов. собр., № 175 Вассиан назван автором ряда чудес начиная с рассказа о спасении людей, терпевших бедствие на острове Шужмое, в списке же Великих Миней Четиих, относящемся к более раннему варианту Ж., но, где это чудо тоже описано, упоминания о Вассиане как авторе чудес нет. О работе Филиппа Колычева в бытность его игуменом Соловецкого монастыря над включением в Ж. новых чудес тоже нет ясности. Во многих списках в заглавиях ряда чудес сообщается лишь, что они написаны при игуменне Филиппе. Однако, как отмечено в некоторых исследованиях, участие Филиппа по созданию чудес было более значительным и конкретным. Издатель похвальных слов Зосиме и Савватию Льва Аникиты Филолога, ошибочно приписавший авторство Зиновию Отенскому, во вступительной статье отметил, что Филипп в 1548 г. не только описал новые чудеса Зосимы и Савватия, но сопроводил их предисловием. И. Яхонтов, ссылаясь на текст Жития в рук. ГПБ, Солов. собр., № 175, говорит о Филиппе только как об авторе некоторых чудес (Яхонтов. Жития..., с. 19). О степени участия в работе над Ж. не только авторов чудес, но и других, в том числе упомянутых выше писателей, можно судить только после установления полной истории текста Ж.

Из упомянутых выше предисловий к данному Ж. следует, что главной целью всех переработок было стремление к литературному усовершенствованию и приближению стиля его к житийному канону. Заключение это требует подтверждения тоже данными истории текста Ж.

Исследованием, специально посвященным Ж., можно назвать, пожалуй, только одну главу в книге И. Яхонтова. Достаточно общепризнанно мнение о том, что Ж. дошло до нас в одной редакции — Спиридона-Саввы (Яхонтов. Жития..., с. 18—19). Считается, что списки Ж., кроме добавлений новых чудес, отличаются лишь включением или отсутствием тех или иных дополнительных статей. Известна и издана еще краткая проложная редакция Ж.

Наблюдения И. Яхонтова основаны были только на исследовании одного списка Ж. в рук. ГПБ, Солов. собр., № 175. Обращение к другим спискам произведения показывает ошибочность вывода И. Яхонтова о том, что основной текст Ж. не изменялся после обработки его Спиридоном-Саввой. Полное обследование дошедшего до нас в большом количестве списков Ж. позволит установить литературную историю его, степень и характер работы над ним отдельных писателей, значение его как историко-культурного явления.

В настоящее время можно сказать, что текст Ж. в редакции Спиридона-Саввы известен только по одному списку в рук. ГБЛ, Волок. собр., № 659. Еще В. О. Ключевский установил, что «Слово о сотворении Жития Зосимы и Савватия», написанное Досифеем и включенное в состав Ж., в названном списке отличается от текста его по другим спискам и представляет собой более раннюю редакцию. Однако В. О. Ключевский не обратил внимания на то, что и основной текст Ж. по этому списку тоже отличается от текста в других списках. Тот же текст, который был включен в Софийскую редакцию ВМЧ, представляет собой новый вариант литературной обработки, который был положен в основу дальнейших совершенствований произведения. Один из таких видов новой обработки текста дошел до нас в списке Солов. собр., № 175, к которому обращался в своем исследовании И. Яхонтов.

Изд.: Жития преподобных Зосимы и Савватия соловецких и похвальные слова в память их // ПС. 1859, ч. 2, с. 211—240, с. 347—368; с. 471—511, ч. 3, с. 96—118, 197—216; Буслаев Ф. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861, стб. 727—740; Жития преподобных отец наших 1) Савватия, начальника соловецкого, 2) Зосимы, игумена соловецкого (заимствовано из Минеи Четьи). СПб., 1890; Памятники др.-рус. церк.-учит. лит. Вып. 4. Славяно-русский пролог. Ч. 2. Январь — апрель. СПб., 1898, с. 65—70; Житие преподобных отец наших Савватия и Зосимы соловецких, М., 1907; Сказание о житии Савватия и Зосимы, соловецких чудотворцев. М., 1908; В той же день месяца апреля в 17 день: Житие и подвизи и отчасти чюдес преподобнаго отца нашего Зосимы, началника Соловецкого манастыря того, понеже бо зачатся святая сиа обитель житием и начальством раба божиа старца Саватиа и подруга его Германа некоего боголюбива мниха и по сем приеде на остров отец Зосима и состави обитель. Списано бысть Спиридоном, митрополитом Кыевскым. Благослави, отче // ВМЧ, Апрель, дни 8—21. М., 1912, стб. 502—595.

Лит.: [Субботин Н. И.] Сведения о Филологе черноризце-проповеднике XVI в. // Прибавл. к изд. творений святых отцов. М., 1859, ч. 18, с. 522—547; Ключевский. Древнерусские жития, с. 198—203; Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881, с. 13—32; Титов А. Житие и подвизи преподобных отец наших Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев (по рукописи XVII в.), М., 1889; Лихачев Д. С. Забытый сербский писатель 1-й пол. XVI в. Аникита Лев Филолог // Горски Виjенац. A Garland of Essays offered to Prof. El. M. Hill. Cambridge, 1969, p. 215—219; Дмитриева P. П. 1) «Слово о сотворении жития началник соловецких Зосимы и Савватия» Досифея // Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982, с. 123—136; 2) Значение Жития Зосимы и Савватия соловецких как историко-культурного источника // Армянская и русская средневековые литературы. Ереван, 1986. с. 215—228.

Р. П. Дмитриева