МОНТЕНЬ, Монтань (Montaigne) Мишель Эйкем де (1533–1592)

МОНТЕНЬ, Монтань (Montaigne) Мишель Эйкем де (1533–1592), фр. писатель, философ-скептик, автор книги «Опыты» («Essais», 1580; доп. изд. 1588) — собрания размышлений, самопризнаний и наблюдений, анекдотов, примеров, комментированных выписок из древних и новых авторов о человеческих свойствах, отношениях между людьми, личной и социальной этике, объединенных тематически, часто без видимой связи, во внешне беспорядочном сочетании, по главам, расположенным в случайной последовательности. «Опыты» характеризуются скептическим отношением к любому догматизму, верой в положительные черты человеческой природы, предельной искренностью в обрисовке самого себя, своего внутреннего мира.

П. читал М., несомненно, еще в юности, однако его первое упоминание о фр. писателе относится к 1825, а «Опыты» имелись у него в издании 1828 (Библиотека П. № 1185), к-рое он в письме от 21 сент. 1835 просил жену прислать ему в Михайловское (Акад. XVI, 49). П. был знаком и с дневником путешествия М. по Италии, упоминание о к-ром содержится в зачеркнутой фразе «<Начала статьи о В. Гюго>» (1832; Акад. XI, 453). Видя в М. писателя, стоявшего у истоков фр. прозы, опережавшей в то время развитие фр. поэзии (в статье «О поэзии классической и романтической», 1825: «Проза уже имела сильный перевес: Монтань, Рабле были современниками Марота» — Акад. XI, 38, 306; ср. варианты этой фразы в статье «О ничтожестве литературы русской», дек. 1833 – март 1834 — Там же. С. 270, 511), П. назвал его, вместе с тем, в числе тех «лучших писателей, славнейших представителей» фр. народа, к-рые «доказали, сколь чувство изящного было для них чуждо и непонятно» («<Начало статьи о В. Гюго>»; Акад. XI, 219). Жанр свободных размышлений М. наряду с максимами Ф. де Ларошфуко (La Rochefoucauld, 1613–1680) и подобными сочинениями др. фр. писателей-моралистов XVII–XVIII вв. определили модный в пушк. эпоху афористический жанр «мыслей», к-рому отдал дань и П. Объясняя возникновение фрагментов «Отрывки из писем, мысли и замечания» (1827), он сослался на совет В. Л. Пушкину некоего приятеля: «Пиши все, что ни попало <…>, мысли, замечания литературные и полемические, сатирические портреты и т. под. Это очень легко: так писывал Сенека и Монтань» (Акад. XI, 59). Отзвуки гл. ХХ первой книги «Опытов» («О том, что философствовать — значит учиться умирать») присутствуют в ст-нии «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829). Цитата из М. приведена в «<Набросках предисловия к “Борису Годунову”>» (Акад. XI, 140) и в письме к А. X. Бенкендорфу от 16 апр. 1830 (Акад. XIV, 78) по поводу «Бориса Годунова».

Лит.: Томашевский Б. В. Пушкин и французская литература // ЛН. Т. 31/32. С. 21 (То же // Томашевский. П. и Франция. С. 103–104); Бутакова В. И. Пушкин и Монтэнь // П. Врем. Т. 3. С. 203–214; Артамонов С. Д. Монтень, Шекспир, Пушкин: Филиация идей // Писатель и жизнь. М., 1968. Вып. 5. С. 142–155.

Б. В. Томашевский, Л. И. Вольперт