Мучение Варвары — переводной агиографический памятник. Мартирий известен в нескольких греческих редакциях (см.: BHG, t. 1, р. 75—77). В древнерусском переводе он носит название: «Мучение святыя Варвары и Улиании» (нач.: «При Максимиани царе, владыце сущу Маркиану, бе (некто еллин) Диоскор богат зело...», «При Максимьяне цари бе Диоскор етер, богат зело...»). М. содержит известный эпический мотив о заключенной в башню красавице-девушке (см.: Wirth A. Danae in christlichen Legenden. Wien, 1892, S. 13—16; там же, на с. 105—111 опубликован греческий текст мартирия). Содержание М. таково. У богатого правителя Геласии Диоскора есть дочь Варвара необычайной красоты. Отец поселил ее в уединенных палатах, где ее никто не может видеть. Варвара отказывается от брака, желая посвятить себя служению богу. По ее настоянию в созидаемой для нее «бане» делают не два (как того требовал Диоскор), а три оконца, что символизирует Троицу. Диоскор, узнав об этом, гневается на дочь и хочет ее «усекнуть». Девушка чудесным образом спасается и убегает от него в горы, но пастух выдает ее местонахождение преследователям. Варвара проклинает пастуха и обращает его овец в жуков. Отец предает Варвару изощренным мукам, а затем отдает ее царю Максимиану (в некоторых списках — Маркиану). Но и тому не удается склонить Варвару к отступничеству от христианской веры. Ее подвергают новым истязаниям, но явившийся к ней в темницу Христос исцеляет мученицу. Варвару и уверовавшую в Христа Юлианию (в некоторых версиях — это сестра Варвары) подвергают новым пыткам. Тогда Диоскор сам убивает Варвару, а сотник — Юлианию. Огонь, сошедший с неба, сжигает Диоскора и Максимиана. Благочестивый Валентий погребает тела мучениц, и у их могилы происходят чудеса.
Старшие списки М. находятся в сборниках XIV—XV вв.: ГИМ, Чуд. собр., № 20; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, №№ 683, 745 и 754; ГБЛ, собр. Большакова, №№ 66 и 430; ГПБ, Соф. собр., № 1355 и др. Та же редакция входит в состав ВМЧ под 4 декабря.
Проложное житие краткое (оно именуется: «Страсть святой великомученицы Варвары», нач.: «Святая мученица Варвара бе от Востока...»), здесь отсутствует мотив отказа Варвары от брака, эпизод с пастухом, мучения не описаны, а лишь упомянуты, нет чудесного исцеления от ран, не упомянута Юлиания. В некоторых поздних списках Пролога (см. о них: Жуковская Л. П. Текстологическое и лингвистическое исследование Пролога: Избр. визант., рус. и инославян. статьи. — В кн.: Славянское языкознание: IX Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. М., 1983, с. 111, 115) читается пространная редакция М., с тем отличием, что Варвару истязает не Максимиан, а Маркиан.
По наблюдениям Т. В. Черторицкой (см.: Черторицкая Т. В. О составе минейных Торжественников XV—XVI вв. — В кн.: Сибирская археография и источниковедение. Новосибирск, 1979, с. 19), начиная с XV в. М. Варвары начинает включаться в состав минейного Торжественника: оно отмечено исследовательницей в списках ГБЛ, собр. Румянцева, №№ 435 и 436; ГИМ, собр. Уварова, №№ 1045/613, 330/85 и 331/926; ГПБ, собр. Погодина, №№ 850 и 949; ГПБ, собр. ОЛДП, №№ F.185, F.186 и F.451 и др.
Изд.: ВМЧ, декабрь, дни 1—5. М., 1901, стб. 102—104.
О. В. Творогов