Дионисий Звенигородский (Лупа)

Дионисий Звенигородский Лупа (в миру Даниил) (ум. 1538 г.) — монах Иосифо-Волоколамского монастыря, автор послания митрополиту Даниилу, книголюб. Д. происходил из рода звенигородских князей, был сыном Владимира Глебовича. Он принял пострижение у самого игумена Иосифа, однако не был из числа тех его учеников, которые ревностно служили для упрочения монастыря и славы своего наставника. Видимо, его знатность позволяла проявлять некоторую независимость. Известным фактом его биографии является то, что он вместе с другим видным постриженником Иосифа Нилом Полевым оставил Волоколамский монастырь (по одним источникам против воли Иосифа, по другим — с его согласия) и несколько лет провел в скитах у «заволжских старцев». В 1511 г. они вернулись в Волоколамский монастырь. Поездка их закончилась скандально — доносом на сторонников Нила Сорского. Все эти сведения известны из посланий Нила Полева, адресованных сподвижнику Нила Сорского Герману Подольному (Жмакин В. Нил Полев. — ЖМНП, 1881, № 8, с. 189—196) и из так называемого Письма о нелюбках, написанного неизвестным автором, в котором, со слов Нила Полева и Дионисия Звенигородского, описан конфликт, возникший между ними и «заволжскими старцами» (Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959, с. 366—369). Несколько разное истолкование известий этих двух источников, имеющих значение для освещения спора между нестяжателями и иосифлянами, имеется в ряде современных исследований, о них см. в кн.: Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV—XVI в.). М., 1977, с. 114.

Каких-либо других следов деятельности Д. в церковно-политической борьбе не сохранилось; по всей видимости, он в ней не принимал участия и не занимал никаких административных постов, хотя и был в близких отношениях с митрополитом Даниилом (Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881, с. 267). Никаких его литературных или публицистических произведений не сохранилось. Однако он безусловно принадлежал к числу лиц, не лишенных литературных интересов. Он состоял в переписке с митрополитом Даниилом, но его послания не дошли до нас. Существование его письменного обращения к Даниилу устанавливается из ответного послания адресата, написанного в 1528 г., — «Писах еси ко мне в послании твоем...» (АИ, т. 1, № 293, с. 534—537). О связи его с митрополитом Даниилом говорит и то, что ему принадлежали рукописи, написанные Даниилом (Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. // ЧОИДР, 1847, кн. 7, с. 7).

Д. была собрана хорошая личная библиотека, которая потом перешла в монастырскую казну. В описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. перечислено 12 ему принадлежавших рукописей: Георгиевский Т. В. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Приложение, с. 7—23. Известны следующие его рукописи: ГИМ, Епарх. собр., №№ 96, 348, 351, 405; ГБЛ, Волок. собр., №№ 459, 661. Д. не принадлежал к числу книгописцев-профессионалов. В отличие от многих других постриженников Волоколамского монастыря он не переписал ни одной книги для монастырского обихода. И большинство рукописей его личной библиотеки написаны разными писцами (их имена представлены в описи книг).

Однако, безусловно, подбор произведений для своих четьих сборников он делал сам. Наибольший интерес в этом отношении представляют два его сборника — Епарх. собр., № 405 и Волок. собр., № 661. Д. привлекают произведения разного плана — публицистические, исторические, литературные, при этом у него явно проявляется склонность к произведениям, только что увидевшим свет. Отметим, что переписанное в его сборнике Прение живота и смерти 3-й редакции — один из ранних сохранившихся списков. Он в свои сборники включает и сочинения, имеющие лично к нему отношение, — послание Нила Полева старцу Герману, родословие звенигородских князей (подробнее об этих сборниках см.: Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 206—207).

Хотя у нас нет возможности судить о Д. как о писателе, он безусловно принадлежал к числу лиц, близко связанных с писательской средой своего времени. Его ученик по Волоколамскому монастырю Онуфрий Исаков, видимо, перенял от своего учителя интерес к современным литературным произведениям, о чем свидетельствует состав его сборника Волок. собр., № 577, в конце которого сделана запись о кончине Д.

Р. П. Дмитриева