Иосиф, инок Герасимо-Болдинского монастыря

Иосиф (XVI в.) — инок Герасимо-Болдинского Троицкого монастыря (близ г. Дорогобужа), автор учебного руководства, известного под названием «Летописец и сказание ко учению и рассуждение о фониаде въкратце» для царевича Ивана Ивановича. Имя автора установил X. М. Лопарев, расшифровав криптограмму, помещенную в рукописи в конце этого сочинения. Сам автор сообщил о себе ряд биографических сведений. Он родом новгородец, «от действа же калиграф». Это произведение И. написал в 1559 г. в Герасимове монастыре, будучи клирошанином. По мнению X. М. Лопарева, И. был учеником Максима Грека и получил хорошее образование «на греческой основе». Эта догадка X. М. Лопарева, по всей видимости, основана на том, что И. в своем сочинении довольно часто употребляет грецизмы и, кроме того, пользуется греческими источниками, не имевшими распространения на Руси. Так, он пересказывает неизвестную легенду о пасхальном каноне св. Космы Майумского и при этом делает такую ссылку — «Поведа ми дивный учитель мой».

Не является ли И., автор учебного руководства, и И., игумен Герасимо-Болдинского монастыря, одним и тем же лицом? В завещании первого игумена монастыря Герасима, который умер в 1554 г., упоминается «Иосиф краснописец» как возможный будущий игумен (Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864, с. 295; завещание сохранилось в рук. ГБЛ, coбp. Ундольского, № 301, л. 126—128, БАН, 17.13.17, л. 1—20). Отметим, что сам И. называет себя «калиграфом». Время возможного игуменства И. не противоречит, а скорее подтверждает тождество его с автором учебного руководства. Он мог быть игуменом после 1554 г., но не позднее 1567 г. Дело в том, что в приписке к завещанию Герасима, датируемой этим годом (по рук. собр. Ундольского, № 301) игуменом монастыря называется уже Антоний. П. М. Строев приводит следующие неясные сведения: «Иосиф бывший 1569 г.» (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877, с. 597).

В. Ф. Ржига высказал не лишенную основания догадку о принадлежности И. еще двух произведений: Послания митрополиту Макарию о составлении алфавитов и «Сказания о сложении азбук и о составлении грамот, как и когда бысть и в кое время и от которых святых отец и дивных и премудрых философов. Списана вкратце от жития святаго отца нашего Стефана, епископа пермскаго». Все три произведения известны по одной рукописи ГИМ, собр. Хлудова, № 147.Д (рукопись описана: Лопарев X. Описание Хлудовской рукописи № 147 // ЧОИДР, 1887, кн. 3, с. 1—18). «Сказание о сложении азбук» и учебное руководство написаны одним и тем же своеобразным почерком (влияние греческой графики при написании отдельных букв). Заглавие «Сказания» соответствует тексту авторского обращения в Послании Макарию — «Повелел ли еси вмале преже сих дней от житиа святаго Стефана Пермьскаго написати вкратце о составлении грамот, когда коа и от коих человек и в кое время и како бе». И основное содержание этих произведений очень близко, в них сообщается о создании славянской азбуки на основании заимствований из житий Стефана Пермского, Константина-Кирилла и Мефодия. В учебном руководстве И. называет себя «худым иноком», в обращении к Макарию автор Послания точно также говорит о себе; в учебном руководстве И., говоря о своем учителе, называет его «дивным», этим же эпитетом пользуется и автор «Сказания об алфавитах», упоминая о «премудрых философах». Все это свидетельствует в пользу того, что автором всех трех произведений был И.

«Летописец и сказание ко учению и рассуждение о фонианде вкратце» своим педагогически-филологическим содержанием относится к числу редких и малоизученных произведений. В нем с использованием примеров из жизни авторитетов греческой церкви дается наставление о пользе учения, которое сопровождается призывом к усердию в приобретении знаний; здесь же дана характеристика гласных и согласных славянской азбуки и приведены сведения о греческой азбуке. Свое произведение И. называет «книгой» и сопровождает его вступлением и заключением, где дает объяснение причин, времени и обстоятельств написания его. Кроме того, оно сопровождается отступлениями, на основании которых видна эрудированность автора. Сочинение в целом обращено не столько к царевичу, сколько к самому Ивану Грозному. Оно представляет интерес не только как образец филологическо-педагогического труда, но и как пример послания-прошения к высокопоставленному лицу.

«Летописец и сказание...» опубликован X. М. Лопаревым, послание Макарию — И. А. Шляпкиным; «Сказание о сложении азбук и о составлении грамот...» — не опубликовано (в рук ГИМ, собр. Хлудова, № 147.Д, л. 395—399).

Изд.: Шляпкин И. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного // Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911, с. 567—568; Лопарев X. Новый памятник русской литературы: Произведение монаха Иосифа 1559 г. // Библиограф, 1888, № 2, с. 66—74.

Лит.: Иконников. Опыт по историографии. Киев, 1908, т. 2. кн. 2, с. 1812; Протоколы общих собраний за 1908 г. // Отчеты о заседаниях имп. ОЛДП в 1907—1910 г. (ПДПИ, № 176), 1911, с. 15 (изложение содержания доклада Хр. Лопарева); Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма // ЛЗАК. Л., 1926, вып. 33, с. 166—167.

Р. П. Дмитриева