Апокрифы о апостоле Фоме

Апокрифы о апостоле Фоме — цикл переведенных с греческого произведений, состоящий из «Евангелия Фомы» и сказаний о деяниях и о смерти апостола. Греческие тексты апокрифов изданы в кн.: Thilo IC. Codex apocryphus Novi Testamenti. Lipsiae, 1832, p. 275—315; Tischendorf C. 1) Acta apostolorum apocrypha. Lipsiae, 1851, p. 190—242; 2) Evangelia apocrypha. Lipsiae, 1876, p. 140—163.

Апокрифическое «Евангелие Фомы», славянский перевод которого относится ко времени не позднее XIV в., в славянских индексах запрещенных книг именуется «Евангелие от Фомы» (иногда с добавлением слов «еритици списали») или «Детство Христово». Отрицательное отношение церкви к А. вызвано, возможно, тем, что мальчик Исус изображен в нем, с одной стороны, обладающим даром творить чудеса (исцелять, оживлять слепленных из глины птиц), а с другой — властным и жестоким, сурово наказующим своих обидчиков.

«Евангелие от Фомы» встречается в рукописях редко: древнейший известный список его — болгарский (БАН, 13.3.17). Известны сербские списки (ГИМ, собр. Хлудова, № 162 и список, по которому памятник издал Ст. Новакович), болгарский, опубликованный П. А. Лавровым, а также русские: ГБЛ, собр. Ундольского, № 1253 и поздний, в том же собрании, № 1244, и украинские, перечисленные в статье В. П. Адриановой. По наблюдениям М. Н. Сперанского, Хлудовский список и список Ундольского № 1253 восходят к одному оригиналу.

Сказания о деяниях и смерти апостола известны в нескольких видах. «Деяние святаго апостола Фомы» (нач.: «В то время, в не же беша вси апостоли в Иерусалиме...») повествует о его проповеди в Индии и о том, как Фома, взявшись построить дворец для индийского царя, созидает его в царстве небесном. Этот текст читается в ВМЧ под 5 октября (издан Лавровым по болгарскому списку XVII в.). Сходны по сюжету и две проложные памяти: одна краткая (нач.: «Святый апостол Фома послан бысть во Индию учити слову божию...») и пространная (нач.: «Сей парфеном и миденом, персином и индеяном слово божие проповедав...»). Известно также «Мучение святаго апостола Фомы» (нач.: «Жена Муздея царя слышавши о божественном Фоме...»).

Изд.: Попов А. Н. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872, с. 320—326; Jagić V. Novi prilozi za literaturu biblijskih apocrifa. 5. Djela svetoga apostola Tome. — Starine. U Zagrebu, 1873, kn. 5, s. 95—108; Novacović St. Apokrifi jednoga srpskog ćirilovskog zbornika XIV vieka — Ibid., 1876, kn. 8, s. 48—55, 69,74; Библиографические материалы, собранные А. Н. Поповым... — ЧОИДР, 1889, кн. 3, с. 3—4, 61—71; Сперанский МН. 1) Славянские апокрифические евангелия: (Общий обзор). М., 1895, с. 10, 36—55, 99—105, 127—134; 2) Южнорусские тексты апокрифического евангелия Фомы. — ЧИОНЛ, 1899, т. 13, с. 169—190; Яцимирский А. И. Апокрифическое евангелие ап. Фомы в славянских списках. — В кн.: Яцимирский А. И. Из славянских рукописей: Тексты и заметки. М., 1898, с. 93—154; Архангельский А. С. Из истории южнославянской и Древнерусской апокрифической литературы: Два любопытных сборника Софийской народной библиотеки в Болгарии. — ИОРЯС, 1899, т. 4, кн. 1, с. 102—110; Лавров П. А. Апокрифические тексты. СПб., 1899, с. XVII—XXI, 111—118; Франко. Апокрифы, т. 3, с. XXXVII—XII, 95—125; Адрианова В. Евангелие Фомы в старинной украинской литературе. — ИОРЯС, 1909, т. 14, кн. 2, с. 1—47; Santos Otero A. de. Das kirchenslavische Evangelium des Thomas. Berlin, 1967 (Patristische Texte und Studien, Bd 6); GrabаВ. Glagoliski oldomace Pseudo-Tomika evangielja. — Slovo. Zagreb, 1969, t. 18—19, c. 213—232.

M . А. Салмина