Иоасаф, игумен Данилова монастыря

Иоасаф (XVI в.) — игумен Данилова монастыря, агиограф, причастный к составлению житий святых северного края; в литературе встречается мнение, что он же епископ Вологодский с 1560 г., умерший в 1570 г. Имя И. как автора встречается во второй редакции Жития Никиты, епископа Новгородского, в которой, в отличие от первой, описаны обретение мощей и 25 чудес от них, составленные И. по повелению новгородского архиепископа Пимена (после 1558 г.). И. написал также житие Стефана Махрищского, списки которого, перечисленные Барсуковым, датируются XVI—XVII вв. (Новый шифр рукописи из Ант.-Сийского м-ря. — БАН, Арх. Д. 233, а рук. ГБЛ, собр. Ундольского, № 1161, указана Барсуковым ошибочно). Автор сообщает, что он посетил Махрищский монастырь, где воспользовался сохранившимися записками («свитци, на хартиях написаны бяху») пресвитера Серапиона, лично знавшего Стефана, а также воспоминаниями игумена Варлаама, приходившегося правнуком Серапиону. И. У. Будовниц справедливо отмечал зависимость Жития Стефана от житий Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. В Житии Стефана рассказывается о Григории и Кассиане Авнежских, учениках и сподвижниках Стефана, которых убили «безбожники... татарове» (по другой редакции Жития, обнаруженной Н. Коноплевым в рукописи библиотеки Авнежского монастыря, это были черносошные крестьяне, не желавшие мириться с монастырской колонизацией земель). Существует проложное Житие Стефана Махрищского (под 14 июля).

И. принадлежит также Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских с чудесами, оно написано раньше Жития Стефана, судя по словам: «Мне же смиренному преже написавшу о явлении мощей и о чудесах преподобных, иже на Авнеже...». В некоторых рукописях Сказания (например, ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 635, л. 39—110 об.) перед рассказом об обретении мощей и чудесами помещен рассказ о Григории и Кассиане Авнежских, представляющих собой дословное заимствование из Жития Стефана Махрищского (новый шифр рукописи из Антониево-Сийского монастыря, указанной Барсуковым, — БАН, Арханг. собр., Д. 233). Причисление Григория и Кассиана Авнежских к лику святых было совершено при московском митрополите Макарии около 1560 г. В научной литературе бытует ошибочное наименование «Житие Григория и Кассиана Авнежских», имеющее в виду Сказание об обретении их мощей с чудесами.

В. О. Ключевский и Н. Коноплев не были склонны отождествлять И., игумена Данилова монастыря, с Иосафом, епископом Вологодским. В. О. Ключевский указывал также на неясность, какого Данилова монастыря, московского или переславского, следует считать игуменом И. Сохранившиеся сочинения И. позволяют видеть в его авторе типичного агиографа середины XVI в., периода сложения Великих Миней Четиих митрополита Макария. Наиболее ценным в его наследии остаются рассказы о взаимоотношениях монастырских властей и крестьянства на Русском Севере.

Лит.: Филарет. Обзор, № 133; Некрасов И. Зарождение национальной литературы в Северной Руси. Одесса, 1870, ч. 1, с. 32—34; Ключевский. Древнерусские жития, с. 265—266, 278—280; Строев П. М. 1) Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877, стб. 730; 2) Словарь, с. 142—144; Барсуков. Источники агиографии, стб. 138—137, 389—393, 543—544; Макарий, митр. История русской церкви. СПб., 1891, т. 7, с. 431; Коноплев Н. Святые вологодского края // ЧОИДР, 1895, кн. 0, с. 23—34; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 131, 135—136; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам монастырей. Л., 1985, с. 207—208.

О. А. Белоброва, Л. В. Соколова