Леонид, епископ Рязанский и Муромский

Леонид (XVI в.) — епископ Рязанский и Муромский, автор челобитной царю Феодору Иоанновичу. Биографические сведения о Л. скудны. Он был пострижеником и игуменом (до 1554 г.) Иосифо-Волоколамского монастыря, истым приверженцем Иосифа Волоцкого. Как свидетельствует его челобитная, в эти годы он был приближен ко двору новгородского архиепископа, будущего митрополита Макария, а впоследствии — новгородского архиепископа Феодосия. В 1554 г., очевидно, после того как рязанский епископ Кассиан выступил на всероссийском церковном соборе с «хулами» против книги Иосифа Волоцкого «на ересь новгородских еретиков» («Просветителя») и был за то лишен и епископской кафедры и сана, Л. занял его место. В 1580 и 1584 г., судя по актовым материалам, Л. участвовал в работе соборов, на которых правительство провело ряд мероприятий, ограничивающих вотчинное монастырское землевладение. 15 января 1581 г. датируется подпись «епископа Резанского и Муромского Леонида» под Соборным приговором о запрещении духовенству и монастырям приобретать вотчины («...митрополиту и владыкам или монастырем земель не покупати и в закладе не держати» — ААЭ. Т. 1, № 308. С. 372—375).

В 1584 (1585) г., после 25 декабря, им была отправлена пришедшему к власти царю Феодору Иоанновичу челобитная на архиепископа Ростовского Евфимия (сохранилась в составе сборника кон. XVI в. — ГБЛ, Волок. собр., № 92, л. 75; опубликована дважды). В ней Л. выступил в защиту прав иосифлянской церкви.

В своей челобитной Л. напоминает новому царю о привилегированности своего положения как «осифовского постриженика» при дворе Ивана IV и при митрополите Макарии, когда постриженики Иосифо-Волоколамского и Пафнутиево-Боровского монастырей занимали господствующие позиции, подчеркивает, что укрепление самодержавной власти царской семьи, начиная с Василия III, теснейшим образом связано с иосифлянами, имена которых он приводит: Иосиф Волоцкий, Пафнутий Боровский и его ученики, архимандрит Мало-Переяславльский Даниил, митрополит Даниил, ростовский архиепископ Вассиан Санин и др. Челобитная Л. переводит тему личной обиды, нанесенной ему ростовским архиепископом Евфимием во время царского рождественского пира, в общепублицистический план, превращая ее в тему защиты от подобного рода «укорины», ранее «небывалой». Челобитчик просит нового царя: «оборони пречистый дом от такого наветнаго и наноснаго слова». Просьба его возымела действие, и ростовский епископ Евфимий, известный по актам 1583—1585 гг., уже с 18 июля 1586 г. был замещен Иовом, ставшим впоследствии всероссийским митрополитом и патриархом.

Как предполагает Н. С. Тихонравов, вместе с рязанской кафедрой Л., очевидно, унаследовал и библиотеку своего предшественника, участника Стоглавого собора, в том числе принадлежавший ему сборник 1-й четв. XVI в. с материалами к Стоглавому собору 1551 г. (ГБЛ, Волок. собр., № 566), который в 1576 г. был им отреставрирован. Запись на сборнике гласит: «Сий сборник владыки Леонида, Резанского и Муромъскаго, переделан лета 7084-го месяца июня 2 дня». Внимание ярого иосифлянина Леонида к этому сборнику, содержащему «Собрание некоего старца» Вассиана Патрикеева и новую переработку этого памятника «нестяжательской» литературы, требует специального рассмотрения. Н. А. Казакова объясняет его «новым пробуждением интереса к вопросу о монастырском владении в связи с соборами 1580 и 1584 годов» (Казакова. Вассиан Патрикеев... С. 219). Именно этому интересу отвечало основное содержание сборника, включавшего статьи, целиком или в извлечениях вошедшие в Стоглав или касающиеся тем, обсуждавшихся на Стоглавом соборе 1551 г.: Кормчая Вассиана Патрикеева, заметка «о церковных неисправлениях», Слово Феодорита о двуперстном сложении, «Никийского собора правило ереем, иже не облачаются в священныя ризы, или неразумением, или гордостью, или леностью», «Правило Иоанна Милостиваго» (о том же), «Слово о крестящихся» и др.

И. У. Будовниц, ссылаясь на «Обзор» Филарета, ошибочно приписывает Л. авторство похвального слова Василию Блаженному. Между тем сведения о написании в 1588 г. Жития Василия Блаженного и похвального слова ему (см. рукопись Царского, № 128; ныне: ГИМ, собр. Уварова, № 424 (1216) (128) — сборник конца XVIII в., полуустав, в 4-ку, л. 1—117), которые приведены Филаретом под № 149 (Обзор. С. 165), должны быть отнесены не к биографии Л., а связаны с именем игумена Алексея, биографические данные о котором содержатся под тем же № 149. И. И. Кузнецов, исследовавший литературную историю Жития Василия Блаженного и похвального слова ему, среди предполагаемых авторов этих произведений имени Л. не называет (Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. М., 1910. С. 229—239, 260—264, 295—302, 308—329 (Записки Моск. археол. ин-та. Т. 8)).

Изд.: АИ. Т. 1, № 216. С. 410—411; примеч. № 92. С. 15; Тихонравов Н. С. Заметка для истории Стоглава // Летописи Тихонравова. М. 1863 Т. 5. Отд. III. С. 137-144.

Лит.: ААЭ. Т. 1, № 293. С. 358; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 198—199, 218—219. 238—239; Будовниц. Словарь. С. 151.

Н. Ф. Дробленкова