Апокрифы о Иакове брате Господнем

Апокрифы о Иакове брате Господнем (неканонические сказания об апостоле Иакове, авторе новозаветного соборного послания). Апокрифическая литература об Иакове брате Господнем основывается на четырех сюжетных мотивах: 1) преданиях об убиении Иакова перед иерусалимским храмом за проповедание Иисуса Христа Сыном божиим; 2) сказании о том, почему Иаков назван братом божиим (сказание о ссоре в семье Иосифа Обручника при разделе имения, когда только один из четырех сыновей Иосифа от первой жены, Иаков, разделил свою часть наследства с девой Марией и ее сыном Иисусом Христом); сообщениях об Иакове — 3) как первом иерусалимском епископе и 4) как создателе первой литургии.

Источник предания об убиении Иакова — «Древности иудейские» Иосифа Флавия и христианизированная версия «Войны иудейской» Иосифа Флавия — «Егезипп». В IX в. предание было включено в Хронику Георгия Амартола. В составе этой хроники оно стало известно русскому читателю, а из нее перешло в Летописец Еллинский и Римский (см.: Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 279, фрагмент 152; с. 294, фрагмент 196).

Источники сказания о ссоре в семье Иосифа Обручника нам неизвестны. На русской почве это сказание встречается в составе статей о Иакове брате Господнем, помещаемых в прологах и минеях четьих под 23 октября (см. статьи: «Месяца того же в 23 день святаго апостола Иакова, по плоти брата Господня», нач.: «Святый Иаков апостол сей бысть первый епископ во Иерусалиме»; «В той же день мучение и похвала святаго апостола Иакова, брата Господня по плоти», нач.: «Господь наш Исус Христос, сын и слово отчее»; «Месяца того же 23 память святаго священномученика и равна апостолом Иакова брата Господня», нач.: «Стих: Нареченный брат осужденному на древе»; «Месяца октоврия дня 23 житие святаго апостола Иякова, сына Иосифа Обручника, 1-го епископа иерусалимского, ведлуг тела брата господня, от лику 70», нач.: «Ияков, святый апостол Христов, сын быв Иосифа Обручника»; «Житие святаго апостола Иакова, брата Господня», нач.: «Святый апостол Иаков, сын Иосифов, назвал Исус Христос братом своим, бо Обручника Иосифа сын власный был»). Эти статьи включают в себя и предание об убиении Иакова, дающее варианты к краткой версии из Хроники Георгия Амартола, в них говорится и о том, что Иаков был первым епископом в Иерусалиме и создателем первой литургии. Специально эти памятники никем не изучались (не выявлялись их иноязычные оригиналы, не выяснялись взаимоотношения между ними на русской почве и т. д.), поэтому в настоящий момент нет возможности составить представление об истории их текстов. Издатели обратили внимание лишь на то, что «Житие и мучение святаго апостола Иакова, брата Господня по плоти» (нач.: «Ленитися убо достояше поступати выше силных»), помещенное в Великих Минеях Четиих, как и вышеназванные статьи под 23 октября, является переделкой жития, написанного Симеоном Метафрастом, и что в «Убиении святаго апостола Иакова, брата Господня по плоти» (нач.: «Приемник церкви по апостолех Иаков, брат господень, нареченный от всех праведник», ВМЧ, 23 октября) имеются большие фрагменты, сходные с этим первым житием. Есть общие места с «Житием» и «Убиением» и в памятнике, озаглавленном «В той же день Мучение и похвала святаго апостола Иакова брата Господня по плоти». Но «Житие» и «Убиение» не знают сказания о ссоре в семье Иосифа Обручника, а «Мучение и похвала», как это было отмечено, имеет это сказание в своем составе. Нужны дальнейшие исследования, чтобы установить историческую иерархию текстов об Иакове, их взаимоотношения и источники.

Об Иакове как первом иерусалимском епископе и создателе литургии говорится в «Епистолин на римляны, в ней же сказание о Иакове брате Господни и о двоюнадесяте апостолу, како первее доставление бысть в священный чин», тоже малоизученном произведении. Это — памятник антилатинской полемики, представляющий собой обширный трактат об опресноках. Наиболее ранние из дошедших русских списков «Епистолии» датируются XV в. Отдельные фрагменты «Епистолии», как например, «Сказание о 12 апостолу, и о латыше, и о опресноцех», обращаются самостоятельно в рукописной традиции. Здесь также желательны дальнейшие исследования соотношения текстов и их связей с другими памятниками, рассказывающими об Иакове.

Изд.: Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. М., 1875, с. 163—164, 189—190, 190—238; ВМЧ, Октябрь, дни 19—31, СПб., стб. 1798—1832; Франко. Апокрифы, т. 2, с. 172; т. 3, с. XLVI—XLVII, LXIII, 185—191.

Лит.: Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878, с. 80—81; Порфирьев. Апокрифы новозаветные, с. 4, 102; Франко И. Сьвятий Климент у Корсунï. Причинок до исторiï старохристиянськоï легенди // ЗНТШ, 1902, т. 46, с. 42.

Н. В. Понырко