Серапион, епископ Владимирский

Серапион (ум. 1275) — епископ Владимирский, проповедник и писатель. Сведения о жизни и деятельности С. крайне скудны. В летописи имеются лишь два сообщения о нем. Под 1274 г. говорится: «Того же лета прииде ис Киева митрополит Кирил и приводе с собою архимандрита печерьскаго Серапиона, и постави его епископом Володимерю, Суждалю и Новугороду Нижнему» (Московский летописный свод конца XV в. — ПСРЛ, 1949, т. 25, с. 151). Тот же текст читается в Воскресенской, сходный — в Никоновской летописи. В летописном своде 1479 г. сообщается несколько иначе: «Прииде из Киева митрополит Кирил и постави епископа Володимерю и Суздалю, привед с собою печерскаго игумена Серапиона» (ПСРЛ, 1963, т. 28, с. 61. Тот же текст читается в летописном своде 1518 г.). Под следующим 1175 г. в Московском летописном своде говорится: «В то же лето преставися епископ Володимерьски Серапион, бе же учителей зело в божественом писании, положен же бысть в церкви святыа Богородица во Владимери» (ПСРЛ, т. 25, с. 151). В своде 1497 г. иначе: «Преставися епископ Володимерский Серапион и положен в церкви Пречистая Златоверхия, бе же зело учителей и книжен» (ПСРЛ, т. 28, с. 61; аналогичный текст в своде 1518 г.). Во Владимирском летописце в сообщении о доставлении С. упомянуты только Ростов и Владимир, а в сообщении о его смерти отсутствует характеристика «книжности» епископа (ПСРЛ, 1965, т. 30, с. 95). Кроме того, еще Е. Болховитинову удалось установить, что до доставления во Владимир С. игуменствовал с 1249 по 1274 г.

Несмотря на скупость летописной оценки «книжности» С., в науке утвердилось мнение о принадлежности ему пяти поучений. Четыре из них надписаны именем С. в одном из древнейших четьих сборников — «Златой чепи» XIV в. из собрания ГБЛ, Тр.-Серг. лавры, № 11. Эти поучения следующие: 1. «Слово преподобнаго отца нашего Серапиона» (нач.: «Слышасте, братие, самого господа, глаголюща в евангелии; И в последняя лета будет знаменья...»). Под заглавием «Слово святаго Иоанна Златоустаго о казнех божиих и о ратех» эта статья входит в «Измарагд» 1-й редакции, являясь его 37 главой (см. списки: ГБЛ, собр. Румянцева № 186, собр. Тр.-Серг. лавры, № 204 и ГПБ, F.I.233). Эта статья входит в сборник ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 40/1117, представляющий собой, по наблюдениям В. А. Яковлева (см. его кн.: К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования «Измарагда». Одесса, 1893, с. 278—281), переделку той же редакции «Измарагда». Читается это же слово и в сборниках ГПБ, F. I. 915 и Q. I. 312; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 768 и 794 (в первом из них с заглавием «Поучение о потрясении, да отступим от зла и избудем гнева божия»); ГИМ, собр. Уварова, № 77/307 и 740/309, в сборнике Владимиро-Суздальского музея заповедника, № 5636/18 и «Златой чепи» из собрания Новгородского исторического музея, № 10960. 2. «Поучение преподобного Серапиона» (нач.: «Многу печаль в сердци своем вижу...») помимо Троицкого сборника № 11 («Златой чепи»), читается в Златоусте во вторник 1-й недели поста, где оно озаглавлено: «Поучение Иоанна Златоустаго, да престанем от грех наших», а также в сборниках. 3. «Слово святаго преподобнаго Сирапиона (так!)» помимо Троицкого сборника читается в «Златой чепи» Новгородского музея, в сборниках и регулярно в Измарагде 2-й редакции, где под заглавием «Слово святаго Ефрема о казнях божиих и о ратех» (нач.: «Удивимся, братие, и почудимся человеколюбию и милости бога нашего...») оно составляет главу 148. 4. «Поучение преподобнаго Серапиона» (нач.: «Мал час порадовахся о вас, чада, видя вашу любовь...») было известно лишь по списку Троицкого сборника. В. А. Колобанов обнаружил второй список Поучения в Златой чепи Новгородского музея. 5. «Слово блаженаго Серапиона о маловерии» (нач.: «Печаль многу имам в сердци от вас, чада. Никако же не премените от злобы...») известно пока в составе одного лишь Паисиевского сборника XV в. (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 4/1081). В первом из названных слов С. призывает свою паству к покаянию, напоминая ей о грозных божественных «наказаниях» — землетрясении и нашествии иноплеменников. Е. В. Петухов полагал, что речь идет о землетрясении 1230 г., описанном в летописях, и поэтому данное поучение написано С. вскоре после события. Что же касается упоминания в нем «ратей многих» и вражеского нашествия, то исследователь считал его позднейшей вставкой. В. А. Колобанов допускает, что поучение написано уже после монголо-татарского нашествия, и что имеется в виду другое землетрясение (например, 1258 г., упомянутое в Густынской летописи). Он отмечает, что в ряде списков поучения его предлагается читать не в мае, когда свершилось землетрясение 1230 г., а «октября в 26 день», в «воспоминание страшнаго трясения». Второе и третье слова С. развивают ту же тему — призыв к покаянию перед лицом постигших страну бед. Несмотря на церковно-учительный характер, все три названных слова С. являются выразительными свидетельствами настроений русского общества в тяжкие годы вражеского нашествия: уже к «40 лет приближается томление и мука», — говорит С., — «исчезла крепость» князей и воевод, в плену соотечественники, поросли сорной травой разоренные села, русское богатство стало «корыстью» врагов, и вся земля «иноплеменником в достояние бысть». При этом С. сурово обличает своих соплеменников, не упускающих случая «пограбить» чужое имение, вслед за автором «Слова о полку Игореве» выступая против феодальных междоусобиц. Четвертое и пятое слова С. посвящены более частным вопросам: проповедник выступает против языческих обычаев, против веры в колдовство, осуждает жестокую расправу над людьми, обвиняемыми в «волхвовании». Поучениям С. присущи высокие художественные достоинства, изысканное мастерство церковного ритора соединяется в них с необыкновенной простотой и ясностью языка. Исследователи отмечали влияние слов С. на другие литературные памятники: на Слово о житии и о преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского, на Повесть о Псковском взятии, на окружное послание патриарха Иоасафа (1636 г.).

Сложен вопрос о степени участия С. в соборе 1273 или 1274 г., одним из вопросов которого было поставление С. епископом владимирским. Я. Н. Щапов указывал на невыясненность многих обстоятельств проведения собора: когда именно и где он был созван, кто были его участниками и т. д. (см.: Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI—XIII вв. М., 1978, с. 181—184). В. А. Колобанов, основываясь на стилистическом и языковом сходстве, считал, что С. принадлежит «Поучение к попам», входящее в состав Кормчих книг вместе с Постановлениями собора (см. Кирилл (ум. 1280 г.), митрополит киевский).

Изд.: Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. СПб., 1843, т. 1, с. 97—111, 193—205; Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. М., 1850, ч. 2, с. 36—38; Новые поучения Серапиона, епископа Владимирского (XIII в.). — ПС, 1858, июль, с. 472—484; Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в. СПб., 1888; Zenkovsky SA. Medieval Russia’s Epics, Chronicles and Tales. 2 ed. New York, 1974, p. 243—248 (пер. на англ. яз.); «Слова» Серапиона Владимирского / Подг. текста, пep. и ком. В. В. Колесова. — ПЛДР, XIII век. 1981, с. 440—455, 606—610.

Лит.: Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок... Киев, 1831, с. 138; Аристов Н. Я. Заметка о поучениях епископа Серапиона. — Тр. III Археол. съезда. Киев, 1878, т. 2, с. 47—48; Филарет. Обзор, с. 63—64; Gоrlin М. Serapiou de Wladimir, prédicateur de Kiev. — Revue des études slaves, 1948, t. 24, p. 21—28; Гудзий Н. К. Где и когда протекала литературная деятельность Серапиона Владимирского. — ИОЛЯ, 1952, т. 2, вып. 5, с. 450—456; Колобанов В. А. 1) К вопросу о датировке первого «Слова» Серапиона Владимирского. — Учен. зап. Владимир. пед. ин-та, 1958, вып. 4, с. 250—258; 2) О Серапионе Владимирском как возможном авторе «Поучения к попам». — ТОДРЛ, 1958, т. 14, с. 159—162; 3) К вопросу об участии Серапиона Владимирского в соборных «деяниях» 1274 г. — ТОДРЛ, 1960, т. 16, с. 442—445; 4) Обличение княжеских междоусобий в поучениях Серапиона Владимирского. — ТОДРЛ, 1961, т. 17, с. 329—333; 5) Общественно-литературная деятельность Серапиона Владимирского: Автореферат канд. дисс. Л.; Владимир, 1962; Bogert R. On the Rhetorical Style of Serapion Vladimirskij. — In: Medieval Russian Culture. Berkeley; Los Angeles; London, 1984, p. 280—310.

О. В. Творогов