Слова на Покров — цикл древнерусских памятников, созданных в связи с праздником Покрова богородицы (1-е октября), учрежденным Андреем Юрьевичем Боголюбским во Владимире в 60-х гг. XII в. Праздник установлен в память о чуде явления богоматери св. Андрею Юродивому: согласно Житию Андрея Юродивого, во Влахернской церкви в Константинополе ему было видение богородицы, осенившей народ своим покровом (омофором) и молившейся «за весь мир». Покров, означавший божественную защиту и милосердие, стал почитаться на Руси как символ особого покровительства богородицы русской земле. Культ Покрова по своему происхождению есть византийский культ Влахернской божьей матери — покровительницы града (skepe или episkepsis); по всей видимости, на Руси он был первоначально принят в Киево-Печерском и соседнем с ним Влахернском монастырях. Праздник Покрова нашел отражение в древнерусской иконографии (см., например: Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899, вып. 6, с. 68—83; Кондаков Н. П. Иконография богоматери. СПб., 1915, т. 2, с. 56—59, 92—104; Lathоud R. P. D. Le thème iconographique du «Pokrov» de la Vièrge. — In: L’art byzantin chez les slaves, Paris, 1932, t. 2, p. 302—314; Медведева Е. С. Древнерусская иконография Покрова. — Рукоп. дисс. Арх. Ин-та археол. АН СССР, р-2, № 1728; Миляева Л. С. Памятник Галицкой живописи XIII в. — Сов. археол., 1965, № 1, с. 249—258; Лазарев В. Н. 1) Снетогорские росписи. — В кн.: Русская средневековая живопись. М., 1970; 2) О дате одной новгородской иконы. — В кн.: Новое в археологии. М., 1972, с. 247—253).
В цикл входят проложное Сказание, служба и пять похвальных слов.
1. «Проложное сказание» (нач.: «Страшное и чюдное видение...») — краткая заметка, в которой излагается видение Андрея и сообщается об учреждении праздника Покрова на Руси по воле некоего владетельного князя. Заметка составлена в конце XII в. специально для внесения нового праздника в Пролог; она читается во всех сентябрьских Прологах на 1-е октября. Вместе с другими статьями из Пролога Сказание вошло в ВМЧ.
2. Служба на Покров, написанная, по-видимому, одновременно с установлением праздника, впоследствии неоднократно переделывалась и распространялась. Старший список — ГИМ, Синод. собр., № 431, второй половины XIV в., л. 126—128.
В цикл входят также пять С.
1. «Слово похвальное честному Покрову пресвятыя богородица» (нач.: «Понеже убо человеческий род...»), написанное Пахомием Сербом в 1460-х гг. для новгородского епископа Ионы. Это риторическое сочинение, содержащее объяснение происхождения праздника Покрова и похвалу богородице. В распоряжении Пахомия были «Проложное сказание» и Служба на Покров. Слово внесено в ВМЧ под 1-м октября.
2. «Слово похвально на святый Покров пречистыя богородица» (нач.: «Сладчаиши убо во временех весна...») — пространное компилятивное сочинение, известное в рукописях XVI—XVIII вв. Содержит толкование происхождения и значения праздника Покрова и молитвенные обращения. Общий план взят у Пахомия, и поэтому датировки Е. С. Медведевой — XIV в. и Н. Н. Воронина — XII—XIV вв. неприемлемы, текст уснащен цитатами из «Проложного сказания» и Службы, а также многочисленными гимнографическими шаблонами. Датируется, вероятно, началом XVI в. С. внесено в ВМЧ под 1-м октября.
3. «Поучение на Покров богородицы» (нач.: «Многа и различна торжества и праздницы...») — слово нравоучительного содержания. Составлено в XV в. иноком неизвестного монастыря. Встречается редко. Старший список — ГБЛ, собр. Большакова, № 66, XV в., л. 204 об.—214 об.
4. «Слово похвальное на Покров» (нач.: «Светлое и преславное настоящее торжество...») — малооригинальное сочинение XVI в., составленное из отрывков «Проложного сказания» и слов на другие богородичные праздники. Один из ранних списков — ГИМ, собр. Уварова, № 409, XVI в.
5. «Слово на Покров» (нач.: «В последняя и лютая времена...») — позднее похвальное С., известное в списках XVIII—XIX вв. См., напр., список ГПБ, собр. Вяземского, F.120.
Изд.: ВМЧ, октябрь, дни 1—3. 1870, стб. 4—23; Hurwitz Е. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 92—93.
Лит.: Георгиевский Г. П. Русский ли праздник Покров? — ЧОЛДП, 1893, т. 11, с. 626—639; Сергий, архим. Святый Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова пресвятыя богородицы. СПб., 1898; Голубинский. История церкви, т. 1, 2-я пол., с. 400—406; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908, с. 126—129; Остроумов М. А. Праздник Покрова пресвятыя богородицы. — Приходское чтение, 1911, № 19, с. 401—412; Воронин Н. Н. 1) Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1962, т. 1, с. 122—123; 2) Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в. — ВВ, 1965, т. 26, с. 208—218; Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 88—89; Belting-Ihm Ch. «Sub matris tutela». — Abhandlungen der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse, 1976, № 3, Heidelberg, 1976.
Е. А. Фет