Симеон (Самсон), архиепископ Новгородский

Симеон (в миру Самсон) (ум. 15 VI 1421) — архиепископ Новгородский, автор послания и поучения. В 1416 г. в Москве митрополитом Фотием во второе воскресенье Великого поста, 15 марта, С. был поставлен в дьяконы, в субботу третьей недели — в священники, а на другой день, в средокрестное воскресенье, 22 марта, в Архангельском соборе был возведен в архиепископы Великого Новгорода. 16 апреля он был торжественно встречен в Новгороде посадником, тысяцким и клиром святой Софии. В тот же год на свои средства он воздвиг в Новгороде две каменные церкви: во имя русского митрополита Петра и во имя святого Афанасия. В 1417 г. во время мора совершал крестные ходы вокруг Новгорода и освятил возведенную за один день деревянную церковь — «святую Ностасью». В 1418 г. выступал сначала посредником между враждующими народом и боярами, а затем и миротворцем, остановив разгоревшееся на мосту через Волхов сражение между Торговой и Софийской сторонами. Осенью 1418 г. после заключения новгородцами мира с Псковом ездил туда на месяц для отправления суда и произнес там Поучение о необходимости воздавать честь и покоряться «своему святителю и отцем... духовным», не похищать чужого, не радоваться чужой беде, не гордиться и не обижать церковь — «не вьступатися ни во что же, елико изначала епископии потягло... в земли, в воды, в суды, в печать и во все пошлины церковныя...» (издано: ПСРЛ. Т. 4; в несколько иной редакции: ПСРЛ. Т. 11; РИБ). Кроме того, он написал в Псковский Снетогорский монастырь Послание о соблюдении общежительного устава и неподсудности игумена и старцев мирским судьям, где говорит, что слышал, что в монастыре живут «не почернечьскы, духовника не держать, а у игумена и у старцов не в послушании», а кроме того, что «иныя черньци, да из манастыря вышедше вон, да подъимають мирьскыя люди и мирьскыя судья на игумена и на старцов...». Нарушителей порядка он повелевает изгонять, не возвращая им их взноса («а взнесенаго ему не дати»). Князю, посаднику и судье запрещает вступаться в монастырские распри и говорит, что имущество умерших монахов наследует монашеское общежитие, а не «мирьский человек... или род». Послание издано в АИ и РИБ.

25 февраля 1419 г. С. благословил принятого новгородцами князя Константина Дмитриевича, поссорившегося со своим братом, великим князем Василием Дмитриевичем; а в 1421 г. с посадниками, тысяцким и боярами, одарив его, проводил из Новгорода.

Изд.: АИ. Т. 1, № 24; РИБ. СПб., 1880. Т. 6, № 45, № 47; ПСРЛ. 2-е изд. Л., 1925. Т. 4, вып. 2. С. 424—425; СПб., 1897. Т. 11. С. 234.

Г. М. Прохоров