МОНТЕСКЬЁ, Монтеские (Montesquieu) Шарль Луи де Секонда (Secondat)

МОНТЕСКЬЁ, Монтеские (Montesquieu) Шарль Луи де Секонда (Secondat), барон де Ла Бред (La Brède) и де (1689–1755), фр. философ, писатель. Гл. труд М. «О духе законов» («De l’esprit des lois», 1748) оказал громадное влияние на развитие полит. и филос. мысли эпохи Просвещения; общеевроп. славой пользовался роман «Персидские письма» («Lettres persanes», 1721). В России М. был хорошо известен с XVIII в. всеми своими основными соч., в пушк. эпоху его идеи способствовали формированию полит. взглядов декабристов.

П. читал М. уже в Лицее, но насколько широко и глубоко был знаком с его соч. — не ясно. На его восприятие М. наложилось, видимо, впечатление от очерка «Вечер у Кантемира» К. Н. Батюшкова (соч. 1816, напеч. 1817). М. был для П. прежде всего полит. мыслителем («Монтеские, обдумывая Дух Законов, отдыхал на Перс.<идских> Письмах...» — «О ничтожестве литературы русской», дек. 1833 – март 1834; Акад. XI, 517, зачеркнутый вар.). Под влиянием М., опосредствованном частично, по-видимому, полит. лирикой П.-Д. Экушар Лебрена, сложилась у П. концепция свободы, проповедуемая им в оде «Вольность» (1817). К М. восходит мысль об определяющем воздействии климата на духовную «физиономию» народа («<О народности в литературе>», 1825–1826; Акад. XI, 40), но она была общим местом, что лишает смысла вопрос о непосредственном ее источнике у П. Согласно записи 16 сент. 1827 в дневнике А. Н. Вульфа, посетившего накануне П. в Михайловском, на столе поэта, среди др. книг, лежал «Montesquieu» (Вульф. С. 136; П. в восп. совр. (1974). Т. 1. С. 415). В первой гл. романа «<Арап Петра Великого>», над к-рым П. в то время работал, упоминается присутствие героя при «разговорах Монтеские» (Акад. VIII, 4); возможно, П. обращался к соч. фр. просветителя для того, чтобы оживить эту и др. черты парижского обществ. быта нач. XVIII в., но у него могли быть и др., более глубокие интересы, связанные с осмыслением актуальных для него в тот момент вопросов (напр., о «милости государя»). Неизвестно, видел ли Вульф однотомное полн. собр. соч. М. (Paris, 1827), сохранившееся в б-ке П. (Библиотека П. С. 293. № 1187), или к.-н. др. изд. Мнения М. отразились прямо или через посредство др. историков, его последователей, в набросках «<О французской революции>» (1831). В «<Начале статьи о В. Гюго>» (1832) М. упомянут в числе «лучших писателей» Франции, к-рые своим примером доказали, что «французы народ самый anti-поэтический» и «сколь чувство изящного было для них чуждо и непонятно» (Акад. XI, 40).

Лит.: Бродский Н. Л. Пушкин: Биография. М., 1937. С. 517–518; Ясинский Я. И. Работа Пушкина над историей Французской революции // П. Врем. Вып. 4/5. С. 368-372, 375, 382-383; Томашевский Б. В. 1) Пушкин и французская революционная ода: (Экушар Лебрен) // Изв. ОЛЯ. 1940. № 2. С. 49–50 (То же // Томашевский. П. и Франция. С. 350–351); 2) Пушкин и история Французской революции // Томашевский. П. и Франция. С. 203–204; Белкин Д. И. 1) «Арап Петра Великого» А. С. Пушкина и «Персидские письма» Монтескьё // Литературные связи и традиции. Горький, 1973. С. 122–123 (Учен. зап. Горьк. гос. ун-та. Вып. 160); 2) О российских источниках «Арапа Петра Великого» // Болд. чтения, [1986]. 1987. С. 230–238; 3) «Вечер у Кантемира» К. Н. Батюшкова и «Арап Петра Великого» Пушкина // Врем. ПК. Вып. 22. С. 124–130; Эткинд Е. Г. «Союз ума и фурий»: (Пушкинские мятежники) // Poccия = Russia. (Venezia), 1987. № 5. С. 60–63.

В. Д. Рак