Житие Трифона Печенгского (Кольского)

Житие Трифона Печенгского (Кольского) — сочинение неизвестного автора, составленное в конце XVI — начале XVII в. по более ранним известиям об основателе Печенгского Троицкого монастыря (основан около 1533 г.). Память Трифона Печенгского отмечалась 15 декабря, в день его смерти (1583 г.). Поскольку в Ж. упоминается шведское разорение монастыря 1589—1590 гг., во время которого погибло будто бы раннее жизнеописание Трифона, его составление следует считать вероятным после этой даты. Сведения о возобновлении монастыря в 1619 г. указывают если не на время написания, то на дополнение текста, сделанное в XVII в. Ж. носит название «Житие преподобного отца нашего Трифона Печенгского чюдотворца, лопарский народ просветившего святым крещением»; нач.: «Моисей великий во пророцех и законодавец...».

Содержание Ж. связано с колонизацией отдаленных северных земель. В Ж. говорится, что Трифон был уроженец новгородской земли, «близ града Торжка». Ему приписываются обычные для христианина добродетели («...от юности своея изряден постник, милостив»; «...возлюби... пустыню»). Тяга на север приводит Трифона «на приморие великаго моря окияна, в часть Норванския земли, в Кольской присуд, на реку Печеньгу, в народ лопарьский». Здесь Трифон, бывший мирянином, «начат... творити беседы о куплях», т. е. вел какую-то торговлю; в то же время он знакомился с особенностями жизни местного населения, пребывавшего «в нечестии и в самом поганъском идолобесии, яко звери дивии» (лопари почитали бесов, гадов). Рассказчик отмечает разобщенность населения, живущего «...по гористым и блатным и непроходным местом разсеяны, един от другаго верст по сту и больши», а также обширные размеры края: «А всей той земли в длину стадий 500, а поперек мало меньши». Подробно описывается в Ж., как Трифон насаждал христианскую веру среди лопарей. Для приобщения к ней Трифон применял «наглядность»: он показывал северянам священные реликвии («просвещающий» камень Иисуса Христа и его кровь). Обычно такие реликвии встречали на своем пути паломники, совершавшие далекие хождения в Палестину. Автор Ж. кратко пересказывает как бы вслед за проповедями Трифона сюжеты ветхозаветных и новозаветных преданий («...о истинном в троице славимом бозе, и о потопе, и о разсеянии языков, и о Аврааме... пришествие сына божия, и о его воплощении, и о страстех, и о воскресении» и т. д.). Возникает спор Трифона с жрецами (их называют «кебуны»). От спора жрецы переходят к рукоприкладству: «Трифона за власы торгаху и о землю метаху, и бияху, и пхаху...». Но через несколько лет лопари склоняются к христианству. Трифон добывает у новгородского архиепископа благословенную грамоту, приводит зодчих и сам участвует в строительстве церкви во имя Троицы. Из волостки Колы Трифон приводит священника Илью, который освящает храм и окрестит лопарей; Трифон постригается в монахи. С этих пор (около 1533 г.) возникает Печенгский монастырь.

После этого связного рассказа в Ж. следуют отдельные главки: «О хождении преподобного ради милостыни во царьствующий град Москву», «О звери, сотворшем преподобному пакость», «О ношении жерновных каменев из Колы во обитель...», «О хождении преподобного в Великий Новъград милостыни ради», о преставлении Трифона, «О спасении великаго царя Феодора Иоанновича от злаго замышления свитских немец, в Ливонии». Завершается Ж. рассказом о разорении шведами Печенгского монастыря. В Ж. упоминается о присоединении Новгорода к Московскому государству («...по пленении Великого Новаграда...»). В первой части действие разворачивается только в пределах Новгородской земли. И в последующих главках Трифон Печенгский то приобретает в Коле жернова для монастырского хозяйства, то защищает хлебопекарню от диких зверей, то целых восемь лет собирает милостыню, скитаясь по Новгородчине, — для укрепления монастырской казны. В то же время Ж. упоминает пришельцев «...от тамо блиских стран — от люторския и калвинския ереси...» (т. е. с иноземных торговых кораблей), в числе его действующих лиц — царь Иван Грозный и сначала царевич, а затем и царь Федор Иванович. С царскими персонами связаны рассказы о чудесах в Ж. Таково чудесное явление царю Ивану Васильевичу в Московском Кремле двух «святолепных иноков» (из Соловков и с Печенги) — ходатаев за Печенгский монастырь; благодаря их вмешательству царь дарит колокола и богатую церковную утварь, а царевич — свою одежду. Таков же чудесный сон царя Федора Ивановича во время его ливонского похода 1590 г. Силу предсказания Трифона Печенгского читатель видит и в сбывшемся по его пророчеству разорении монастыря от шведов. Рисуется картина пожара, резни «иноков и мирских», мучений игумена и дьякона. В конце Ж. сообщается о переносе монастыря при царе Михаиле Федоровиче за реку Колу.

Ж. насыщено реальными деталями — географическими, экономическими, историческими. Оно написано книжником, начитанным в ветхозаветных и новозаветных текстах. Он приводит, например, перечень библейских плачей и рыданий (в последней главке): здесь и царь Соломон, и друзья Иова, и Иеремия, и оплакивание Лазаря, сына вдовицы, «сладкого Иисуса»; другой перечень — о чудесном приручении диких зверей и др. Необычно в Ж. отсутствие нумерованных чудес. В рассказе встречаются диалоги, прямая речь. Для мер длины употребляются слова верста, стадии, поприща; в тексте немало церковнославянских форм (мраз, глад, кокошь), слов — composita (законодавец, иероинок и др.). Рассказ о Трифоне Печенгском, не выделяясь особыми литературными качествами, занимает достойное место в ряду севернорусских житий. Примечательно наличие в Ж. словесного портрета Трифона: «Возрастом святой немал, нагиб, плотию крепок, мало плешив, брадою сед...»; указаны годы его рождения и смерти. Рукописная традиция Ж. невелика; известен один список XVII в. — ГПБ, Солов. собр., № 188 (он опубликован), несколько списков XVIII в. (указанные Н. П. Барсуковым — ГИМ, собр. Барсова, № 116 и Выголексинская б-ка, № 53, а также — ИРЛИ, Древлехр., кол. Перетца, № 223). В Карел. собр. ИРЛИ (№ 136) находится список нач. XX в.

Изд.: Житие препод. Трифона Печенгского, просветителя лопарей // ПС, 1859 г., ч. 2, май, с. 89—120.

Лит.: Шестаков П. Д. Просветители лопарей архимандрит Феодорит и св. Трифон Печенгский // ЖМНП, 1868, ч. 138, июль, с. 242—296; Ключевский. Древнерусские жития, с. 337—340; Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник / Сост. по рук. Солов. б-ки. Казань, 1881, с. 127—135; Барсуков. Источники агиографии, стб. 561—562; Корольков Н. Ф. Сказание о препод. Трифоне, печенгском чудотворце, просветителе лопарей и об основанной им обители. СПб., 1899; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 264—270.

О. А. Белоброва