Повесть о явлении Святогорских икон

Повесть о явлении Святогорских икон рассказывает об истории основания Святогорского Успенского монастыря в Псковской земле (ныне — пос. Пушкинские Горы). Отрок Тимофей увидел на Синичьей горе икону богородицы Умиление, «стоящу на воздусе», через шесть лет здесь же ему явилась на сосне икона Одигитрии. На месте явлений была построена часовня, после пожара и чудесного спасения двух икон на Синичъей горе по повелению даря Ивана Васильевича в 1566 г. был основан Успенский монастырь. Литературная история памятника представлена в книге Н. И. Серебрянского, его наблюдения и выводы были сделаны на основе изучения трех списков П. (один — XVII в., два — XIX в.). П. довольно часто встречается в рукописных сборниках (ГПБ, собр. Погодина, № 902, л. 102—113, XVII в.; № 901, л. 6—18 об., XVII в.; № 903, л. 97—122 об., XVII в.; ГБЛ, ф. 299, № 378, л. 568—573, XVII в.; ф. 79, № 40, л. 12 об.—23, XVII в.; ф. 37, № 38, л. 34—40, XVII в. и др.), их изучение, возможно, внесет уточнения в историю текста П.

Редакция 60-х гг. XVI в. в списках не известна, но во всех сохранившихся текстах П. говорится, что о явлении икон на Синичьей горе и чудесах от них было сообщено псковскому наместнику князю Георгию Ивановичу Токмакову, он обо всем «возвести писанием... царю государю и великому князю Иоанну Василиевичю всеа Росии». Это «писание», по мнению Н. И. Серебрянского, представляло собою более или менее подробный рассказ о событиях на Синичьей горе, о личности Тимофея. Редакция 20-х гг. XVII в. восходит, вероятно, к записям XVI в. Датируется по упоминанию архиепископа Псковского, участвовавшего в крестном ходе с иконами (т. е. не ранее 1616 г., времени установления псковской епископии). Состав П.: рассказы о явлении икон, о жизни Тимофея, об устройстве монастыря, краткая заметка о первоначальном установлении крестного хода с иконами в Псков, молитва к богоматери. Рассказы отличаются полнотою, точностью описания места, внешней обстановки, автор сообщает множество подробностей из жизни Тимофея, проявляет интерес к его настроениям и психологическим состояниям. Во 2-й пол. XVII в. в связи с установлением в 1647 г. нового порядка крестного хода была составлена другая редакция П.; она является дополнением к редакции 20-х гг. XVII в. Рассказы о явлении икон и жизни Тимофея были распространены здесь некоторыми литературными деталями и риторическими оборотами, заново составлено описание чудес и порядка крестохождения в Псков. Описание чудес сделано, вероятно, по рассказам очевидцев и личным наблюдениям автора, оно отличается конкретностью и точностью. Завершается П. молитвой к богородице, которая является более пространным вариантом молитвы из редакции нач. XVII в. Редакция сер. XVII в. издана в книге Н. И. Серебрянского, который считает, что П. перерабатывалась и в более позднее время, даже в XIX в.

Изд.: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 66—73, 354—358. Прил. С. 552—561.

В. И. Охотникова