ЕВРИПИД, Эврипид (Εύριπίδης 484/485 или 480—406 до н. э.), греческий драматург, один из трех великих афинских трагиков, младший современник Эсхила и Софокла (ок. 496—406 до н. э.).
П. упомянул Е. лишь один раз в лицейском стихотворении «Городок» (1815), назвав Вольтера его «соперником» (ст. 102). Сопоставление основывалось, вероятно, на усвоенном из «Лицея» Ж.-Ф. де Лагарпа и подкрепленном оценками и разборами в других литературных источниках представлении о «трогательной патетике» трагедий Е., присутствовавшей и в сочинениях этого жанра у французского писателя, а также о «совершенном гении», который находил в пьесах Е. сам Вольтер (Томашевский. Пушкин, I. С. 75).
Во время поездки по Крыму 5—8 сентября 1820 П. осматривал в окрестностях Георгиевского монастыря «баснословные развалины храма Дианы (Артемиды)» (письмо к А. А. Дельвигу от середины декабря 1824 — 1-й половины декабря 1825 — Акад. XIII, 252), с которыми связан миф, взятый Е. сюжетом трагедии «Ифигения в Тавриде» (ок. 414 до н. э.). Впечатления от знакомства с этими руинами, отразившиеся в стихотворении «Чедаеву» («К чему холодные сомненья...») (1824), контаминировали, возможно, и сам миф, и реминисценции трагедии Е., которую П. мог читать во французском переводе.
Лит.: Скрижинская М. В. Отражение одного образа у Пушкина, Овидия и Еврипида // Крымская науч. конф. «Пушкин и Крым»: Тез. докл. (24—29 сент. 1989 г.). Симферополь, 1989. С. 34—35; Агранович С. З., Рассовская Л. П. Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» и в прозе А. С. Пушкина. Самара, 1992. С. 195—198, 201—203; Забудская Я. Л. Драматургия Пушкина и античные традиции // Пушкин и мир античности: Материалы чтений в «Доме Лосева» (25—26 мая 1999 г.). М., 1999. С. 76, 81, 83—84.
С. Б. Федотова