Летопись Холмогорская — летопись, доведенная до 1558 г. и, очевидно, составленная около этого времени — в сер. XVI в. Л. X. сохранилась в двух списках — ГИМ, ф. 445 (Чертковых), № 173 (кон. XVI в.) и ГПБ, собр. Погодина, № 1405 (2-й пол. XVII в.). До 1948 г. Л. X. не упоминалась в научной литературе; однако озможно, что с рукописью этой летописи был знаком С. М. Соловьев, приведший, без точной ссылки на источник, цитату (о прозвище Иван Горбатый, данном Ивану III его слепым отцом) из сходного с нею текста. Впервые научное описание Л. X. было осуществлено в 1964 г.; в 1977 г. Л. X. была опубликована (по Погодинскому списку; Чертковский список был обнаружен лишь недавно).
Важное место в Л. X. занимают известия, относящиеся к Русскому Северу; в заключительной части свода эти известия становятся особенно обильными и приобретают конкретную локализацию: речь идет о Холмогорах и Двинской земле, о государевых наместниках в Двинской земле. В этой заключительной части Л. X. имеет общий источник с Двинским летописцем XVII—XVIII вв. В целом, однако, Л. X. представляет собою общерусский свод; это обстоятельство подчеркивается ее заголовком: «Книга Летописец Киевский и Володимерский и Московский и всех руских князей...». В начальной ее части, до сер. XII в., Л. X. сходна с Летописью Типографской; в части от сер. XII в. до кон. XIV в. — с Летописью Львовской; с кон. XIV по кон. XV в. — с Летописью Вологодско-Пермской; общерусские известия Л. X. за 1-ю пол. XVI в. совпадают с рядом летописей этого времени (вообще сходных между собою), в частности со Львовской, сходство с которой наблюдалось уже в более ранних частях. Вологодско-Пермская летопись была, очевидно, использована в Л. X. в особой редакции, доведенной до 20-х гг. XVI в., предшествующей второй редакции Вологодско-Пермской (Академический список); к этому источнику, очевидно, восходят уникальное известие Л. X. о разрыве казанского хана Махмед Аминя с Москвой в 1505 г., после назначения Василия III Ивановича наследником Ивана III, рассказы о строительстве града на Вологде в 1526 г. и более ранние известия о монастырском строительстве на севере (смерть Павла Обнорского, строительство монастыря Григорием Пельшемским).
Сводчик, составлявший Л. X., кроме летописей использовал также ряд других литературных памятников: Сказание о князьях Владимирских и Повесть о Флорентийском соборе Симеона Суздальского, «Просветитель» Иосифа Волоцкого (вступительное «Сказание о новоявившейся ереси»), Послание Филофея Мисюрю Мунехину «на звездочетцев». При этом соединение материала разных источников не было в Л. X. механическим; компилятор включал известия из одних источников в разделы, основанные на других источниках, исходя из их хронологии. На протяжении всего свода автор использовал Сказание о князьях Владимирских, помещая легендарные известия этого источника на основе их примерной датировки в разных местах свода. Ряд известий Л. X. за кон. XV — 1-ю пол. XVI в. мог быть заимствован из устной традиции.
Изд.: Холмогорская летопись. Двинской летописец // ПСРЛ. Л., 1977. Т. 33. С. 10—147.
Лит.: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1960. Кн. 2, т. 3—4. С. 606; Лурье Я. С. 1) О неизданной Холмогорской летописи // Исследования по отечественному источниковедению: Сб. статей, посвященных 75-летию профессора С. Н. Валка. М.; Л., 1964. С. 449—455 (Труды ЛОИИ. Вып. 7); 2) Холмогорская летопись // ТОДРЛ. М.; Л., 1970. Т. 25. С. 138—149; Лаврентьев А. В. Ранний список Холмогорской летописи из собрания А. И. Мусина-Пушкина // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 39. С. 323—334.
Доп.: Лурье Я. С. Генеалогическая схема летописей XI—XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 190—205.
Я. С. Лурье