Иконография Г.

Минимизировать
— 192 —

Иконография Г.
 
1. Портрет мальчика в 3/4 вправо, в рубашке с расстегнутым воротом. Сохранилась фотография с карандашного наброска в архиве Н. К. Пиксанова в ПД. Переснята с фотографии, помещенной в «Альбоме выставки XII археологического съезда» в Харькове (М., 1903. № 113). Все фотографии из этого альбома, в свою очередь, были сделаны с фамильных портретов Грибоедовых, в 1903 г. являвшихся собственностью некоего Памфилова. Местонахождение оригинала неизвестно.
 
2. Портрет мальчика в полный рост, в фас, с книгой в руке на фоне открытой балюстрады и парка. Фотография с портрета находится в архиве Н. К. Пиксанова в ПД (инв. № 981/35). На ее обороте следующая надпись: «Портрет Грибоедова-отрока (из собрания барона Д. Г. Гинбурга, куда было приобретено из киевского собрания Идзиковского, к которому попало, по преданию, из смоленского имения Грибоедовых). Оригинал — масло. Н. Пиксанов». Местонахождение оригинала неизвестно.
 
3. Портрет поясной, в профиль, во фраке, с черным шейным платком, с высоким тупеем, хохлом на голове. На обороте надпись, сделанная рукой сына художника, П. П. Каратыгина (1832–1888): «26 августа 1881 г. Благороднейшему почитателю Грибоедова от П. К. Рисовано с натуры в марте 1829 года Петром Андреевичем Каратыгиным». Хранится в ГЛМ. Портрет мог быть автокопией, сделанной П. А. Каратыгиным в 1829 г. с более раннего портрета, рисованного с натуры (ЛН. Т. 47–48. С. 367–368).
 
4. Портрет, выполненный гуашью, смешанной с акварелью, работы М. И. Теребенева 1824–1825 гг.; находится в ГПБ. Г. изображен в 3/4 влево, с книгой подмышкой, облокотившимся на спинку стула. Портрет вделан в переплет списка «Горя от ума», подаренного Булгарину с надписью Г.: «„Горе“ мое поручаю Булгарину». Считается одним из самых достоверных портретов писателя, который явился оригиналом для получившей широкую известность гравюры Н. И. Уткина.
 
5. Гравюра Н. И. Уткина, 1829 г. Впервые опубликована в первом номере журнала «Сын отечества» и «Северный архив» за 1830 г. в приложении к статье Булгарина «Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове» к годовщине смерти писателя. Гравюра Уткина стала
— 193 —

самым известным изображением писателя, завоевавшим большую популярность. Г. изображен в 3/4 влево, на фоне облаков. Оригиналом гравюры явился тот акварельный портрет писателя, который был написан весной 1825 г. по заказу Булгарина работы М. Теребенева. Рассказывая историю создания гравюры, Булгарин вспоминал: «В это время <с весны 1824 по весну 1825 г.> я упросил его позволить снять с себя портрет, собственно для меня. Это единственный портрет его. Зная, что доставим удовольствие многим, я и товарищ мой, Н. И. Греч, вознамерились издать оный. Знаменитый наш художник, Н. И. Уткин, исполнил наше желание».
 
6–7. Акварельный портрет работы художника В. И. Мошкова (1827), находится в ГЛМ. Г. изображен в 3/4 влево, в халате и белой рубашке, с чубуком. Надпись под портретом: «Грибоедов, списанный за два года до смерти, 32-х лет». Авторская (?) копия этого портрета (с отличиями в одежде: другой халат, шейный платок поверх рубашки, отсутствует курительная трубка) хранится в собрании Краеведческого музея г. Зугдиди.
 
8. Акварельный портрет работы художника Горюнова (?), в настоящее время находится в собрании Всероссийского музея Пушкина (СПб). Портрет поступил в Пушкинский Дом Академии наук в 1919 г. от В. П. Всеволожского, потомка друга Г. А. В. Всеволожского. Портрет носит эскизный характер. Г. изображен в 3/4 вправо, в шинели с высоким воротником. По сравнению с портретом работы М. Теребенева, написанным в 1825 г., Г. здесь выглядит старше, с заметно поредевшей шевелюрой. Это позволяет отнести дату написания портрета к последнему периоду жизни писателя, времени его приезда в Петербург весной 1828 г., когда и друзья писателя, и сам Г. замечали происшедшую в его облике перемену. «Я там <в Персии>, — говорил Г., по воспоминаниям Кс. Полевого, — состарился и не только загорел, почернел, почти лишился волос на голове, но и в душе не чувствую прежней молодости» (Восп. С. 161).
 
9. Литография, раскрашенная П. А. Каратыгиным. В настоящее время находится в собрании Всероссийского музея Пушкина (СПб). Литография сделана с прижизненного рисунка, выполненного П. А. Каратыгиным, который считается утраченным. На портрете Г. (с орденом Св. Анны 2-ой степени) изображен сидящим за столом на фоне театрального занавеса. Детали, которые Каратыгин ввел в композицию, — книги, раскрытые ноты, чернильный прибор, театральный занавес, орденская лента, должны были подчеркнуть многообразие дарований Г. как человека, причастного литературе, театру, музыкально одаренного, да к тому же государственного деятеля. Заслуживает внимания замечание историка М. И. Семевского, который был дружен с Каратыгиным в 1870-е гг., о том, что этот портрет был написан Каратыгиным по воспоминаниям (РС. 1874. Май. С. 171). Известна также литография Мюнстера с рис. Бореля, восходящего к тому же портрету Каратыгина; здесь, в отличие от оригинала, композиция освобождена от целого ряда деталей: нот, театрального занавеса и орденской ленты.
 
10–12. Известно не менее трех наиболее достоверных портретов Г., нарисованных Пушкиным. Первый, относится к ноябрю 1823 г., в черновике 2-й главы «Евгения Онегина» (ПД. Ф. 244. № 834. Л. 34 об.). Второй (в персидской шапке) в Ушаковском альбоме 1829 г (ПД. Ф. 244. № 1723. Л. 67). Третий — на отдельном листе в 1831 г., с пометой непушкинской рукой: «Рис<овал> Пушкин. Майя 1831. Грибоедов» (см.: Жуйкова Р. Г. Портретные рисунки Пушкина. Каталог атрибуций. СПб., 1996. С. 141–142).
 
13. Рисунок карандашом, работы М. Д. Резваго, на списке «Горе от ума», сделанного А. И. Черкасовым. 1825. Находится в собрании Государственного литературного музея. Г. изображен в профиль, под портретом — свиток нот и на нем очки.
 
14–16. Литографии К. Беггрова, восходящие к рисункам В. И. Мошкова «Встреча Паскевича с Аббас-мирзой», «Подписание Туркманчайского мира» и «Сдача контрибуционных сумм в г. Тавризе», на которых среди других лиц изображен и Грибоедов. Сведения о якобы существовавших живо-
— 194 —

писных полотнах художника Мошкова, послуживших оригиналом для двух первых из этих литографий, см.: Пушкин и его друзья. М., 1937. С. 32–33. Судя по манере, обе картины относятся к концу 1830-х гг. В 1935 г. они находились в собрании Гомельского музея. В картотеке Пушкинского Дома имеются сведения, полученные от В. Н. Орлова, что картины были написаны для дворца Паскевича. В настоящее время местонахождение их неизвестно. С рисунков Мошкова на сюжет русско-турецкой войны сделал серию известных литографий не только художник К. Беггров. Они послужили оригиналами для живописных работ художника Залесского, это и явилось причиной того, что имя В. И. Мошкова ошибочно стало соединяться с работами Залесского.
 
17. Миниатюра неизвестного художника, выполненная на кости акварелью и гуашью; в 1936 г. поступила в Пушкинский Дом, откуда во Всероссийский музей Пушкина. Оригиналом ее, по-видимому, явился портрет Г., гравированный Уткиным в 1829 г. На миниатюре художник повторил погрудное изображение Г. в 3/4 влево, сохранил тот же костюм: сюртук с высоко завязанным черным шейным платком, из-под которого виден белый воротничок, светлое жабо и жилет с полосатой отделкой. Но облик Г. на миниатюре очень омоложен.
 
18. Грибоедов А. С. Позднейшее изображение, работы И. Н. Крамского. Холст, масло. Находится в Государственной Третьяковской галерее. Написан в 1873 г. по заказу П. М. Третьякова. Рассказывая историю создания портрета, М. И. Семевский, близко знакомый с художником, писал: «Пересмотрев и сличив между собой все гравированные портреты Г., Крамской принужден был остановиться на литографированном портрете, приложенном к изданному Е. Серчевским „Собранию сочинений Грибоедова“ и снятом с акварели, рисованной по памяти артистом П. А. Каратыгиным. Сличив с этой литографией еще миниатюрный портрет на слоновой кости, снятый П. А. Каратыгиным с Г., художник на основании этих данных превосходно исполненным произведением постарался разрешить задачу трудную — написать первый действительно схожий портрет автора Г.о.у. Руководствуясь изустным рассказом П. А. Каратыгина о наружности Г., Крамской писал как бы „под диктовку“ и воскресил талантливою кистью наружность славного писателя. Желая проверить себя и убедиться, действительно ли ему удалось уловить сходство, цвет и выражение лица, художник показывал портрет еще на мольберте некоторым лицам, лично знавшим Г., и все они были поражены удивительным сходством и тем выражением ума и грации, которым дышали черты Г.». Но не все современники художника разделяли восторженное отношение к портрету. «Крамской писал портрет Г. с гравюры Уткина, — замечал П. А. Ефремов, — но испортил оригинал прибавкой высоты хохла над лбом. Это он сделал согласно рассказу П. А. Каратыгина, бывшего тогда при мне у М. И. Семевского» (Попова Н. И. Иконография Г. // Материалы).