Житие Макария Желтоводского и Унженского

Житие Макария Желтоводского и Унженского — памятник агиографии XVI в. Ж. сообщает о Макарии (1349 — 25 июля 1444 г.), что он был уроженцем Нижнего Новгорода, сыном Ивана и Марии. Двенадцати лет от роду Макарий втайне от родителей постригся в Нижегородском Печерском монастыре при его основателе, архимандрите Дионисии, впоследствии архиепископе Суздальском (будущем участнике борьбы за русский митрополичий стол). По сведениям Ж., Дионисий взял отрока после его пострижения к себе в келейники. Из Печерского монастыря Макарий спустя годы «отошел» ради «безмолвного жительства» в «пустынь» на р. Лух, где основал первый свой монастырь. Затем он переселился на Желтые воды и основал там другой монастырь. В 1439 г., во время нашествия казанских татар на русские земли, монастырь на Желтых водах был разорен, а Макарий вместе с уцелевшими русскими людьми переселился на р. Унжу и основал здесь последний свой монастырь, где спустя пять лет умер и был похоронен.

В рукописной традиции известны две редакции Ж.: краткая, мало украшенная (нач.: «Сей преподобный отец Макарий родился в Нижнем Новеграде, честна сын родителю...») и пространная, украшенная (нач.: «Что убо похвала благоверию и что ино утверждение, разве еже ведати и внимати милосердию божию...»). Текстологическое исследование списков Ж. до сих пор не проделано. Очевидно, что первоначальной является краткая редакция. Составитель пространной редакции пользовался кратким Ж., украсив его словесно, не распространил фактическую его основу. Он сам сообщил в предисловии, что «видех писания» о Макарии и «от писавших известихся» о нем.

В канонизацию 1547—1549 гг. Макарий не попал. Но из Ж. ясно, что уже в 1522 г. его чтили на Унже как святого и имели здесь его икону. В 1532 г., по сведениям того же Ж., в Солигаличе была заложена церковь во имя Макария, в честь избавления города от татар. Тематика большей части чудес, имеющихся в краткой редакции, связана с периодом столкновения Руси с Казанским царством — начиная от двух первых чудес, случившихся во время нападения татар на город Унжу и Унженский монастырь в 1522 г. и кончая чудом об исцелении воеводы Ивана Выродкова, случившимся во время похода русского царского войска на Казань. Значит, краткая редакция с чудесами может быть датирована периодом, близким ко времени завоевания Казанского царства в 1552 г. Подтверждение этому находим и в тексте службы Макарию, предшествующем в отдельных списках краткому Ж. Время ее создания тоже определяется кануном 1552 г.: здесь в молитвенном обращении к святому есть прошение о даровании «победы православному царю нашему на неверныя варвары». Служба имеет явное солигалическое происхождение: Макарий называется в ней «заступником и помощником» «граду нашему Галическому», говорится, что «днесь град твой, отче, Галич, тобою хвалится». Не определяет ли это солигалического происхождения и Ж.? Краткое Ж. могло быть написано либо в Унже (или Унженском монастыре), либо в Солигаличе, где Макарий на протяжении XVI в. почитался как местночтимый святой. Можно предположить, что краткой редакции Ж. с чудесами предшествовал более ранний вид, без чудес. Об этом говорит наличие отдельных списков, помещающих единственное прижизненное чудо Макария — об исцелении дочери ушканина Федора — внутрь Ж., перед повествованием о кончине Макария и следующим затем разделом чудес. Другая группа списков выносит и это чудо в заключительный раздел чудес. Можно предположить, что структура списков, помещающих прижизненное чудо внутрь Ж., отражает наиболее ранний его вид, который заканчивался повествованием о кончине Макария и еще не имел особого раздела чудес.

В 1619 г. вновь поставленный патриарх Филарет постановил «преподобному отцу Макарию честь воздаяти тако ж, яко ж и прочим святым преподобным отцем» по всему Русскому государству. Перед этим было осуществлено свидетельствование чудес, происходящих у гроба Макария. По инициативе патриарха молодой царь Михаил Феодорович вместе со своей матерью, инокиней Марфой, ходил в 1619 г. на богомолье в Унженский монастырь, ко гробу Макария. Филарет Никитич располагал в это время текстом Ж.: «а даст бог вперед подлинное Макариево Житие и чудотворение пришлю», — писал он царю (см.: Письма русских государей. М., 1818, с. 27—46). Какая это была редакция, не ясно.

Вторая, пространная, редакция Ж. возникла после 1615 г.: этим годом датируется первое из новых чудес, присоединяемых второй редакцией к чудесам первой редакции. Существовала ли она в 1619 г. или появилась несколько позже? Мы находим ее в сборнике, писанном Германом Тулуповым в 1633 г. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 694, л. 340). В четь-минейном сборнике Германа Тулупова, писанном годом раньше, в 1632 г., помещена краткая редакция Ж. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 679, л. 595).

После 1640 г. было написано Сказание об обновлении Желтоводского монастыря («Сказание по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнаго отца нашего Макария, игумена желтоводскаго и унженскаго чудотворца, и о разорении ея от безбожных агарянских внуков, и запустении, и поновлении по многих летех, паки на том же месте о устроении»). Оно помещается в рукописях вслед за пространной редакцией Ж. (ГИМ, собр. Уварова, № 1197 (398) (105), л. 69 об.; ГБЛ, собр. Пискарева, № 119, л. 106). Здесь повествуется о том, как в 1620 г. строителем Авраамием был возобновлен Желтоводский монастырь, находившийся 180 лет в запустении после разорения его при жизни Макария воинством Улумахмета и Мамотяка. Авраамий, отыскавший заброшенное место и поселившийся здесь, собрал вновь монастырскую братию в запустевшую обитель; с этого момента начался бурный расцвет Желтоводского монастыря. Строитель Авраамий умер в 1640 г., Сказание написано после его смерти.

Текст Ж. не издан, перечень его списков, указанный Н. П. Барсуковым, может быть значительно расширен.

Лит.: Описание Макариева Унженского, Костромской епархии третьеклассного мужского монастыря. М., 1835; Макарий, иеромонах. Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. М., 1850; Ключевский. Древнерусские жития, с. 324; Барсуков. Источники агиографии, стб. 335—339; Голубинский. История канонизации, с. 123—124.

Н. В. Понырко