ФЕНЕЛОН (Fénelon) Франсуа де Салиньяк де Ла Мот– (Salignac de La Mothe–) (1651–1715)

ФЕНЕЛОН (Fénelon) Франсуа де Салиньяк де Ла Мот– (Salignac de La Mothe–) (1651–1715), французский писатель и религиозный деятель, наставник дофина, с 1695 архиепископ Камбрэ (Cambrai). Сочинения Ф., как светские, так и религиозные, были признаны совершенным образцом французской классической прозы; его «Трактат о воспитании девиц» («Traité de l’éducation des filles», 1687, русский перевод 1763) стал на многие десятилетия основополагающим руководством, а философско-политический и воспитательный роман «Приключения Телемака» («Les aventures de Télémaque», 1699; русский перевод 1734, изд. 1747) пользовался огромной популярностью на протяжении всего XVIII в. как содержащий критический анализ разных форм государственного устройства и глубокое изложение принципов просвещенной монархии, а также представлявший собою живое, занимательное художественное повествование о разных странах античности и людях того времени. Произведения, написанные Ф. для своего воспитанника, герцога Бургундского: «Похождения Аристоноя» («Les aventures d’Aristonoüs», 1699; русский перевод 1766), «Диалоги мертвых» («Dialogues des morts», изд. 1712; русский перевод 1768), «Басни» («Fables», изд. 1718; русский перевод 1768) и «Похождения Телемака» — входили в круг обычного детского и юношеского чтения, и П. читал их еще, может быть, до Лицея и, несомненно, в Лицее. Сохранился экземпляр «Fables» (Paris, 1809) с его владельческой надписью и пометами-крестиками, указывающими, видимо, отрывки, которые он должен был в начале 1810-х заучивать наизусть (позднее Н. Н. Пушкина подарила эту книгу своей сестре Е. Н. Гончаровой) (Библиотека П. Прилож. к репринт. изд. С. 112).

Какие-либо отзвуки, реминисценции, цитаты и т. п. из сочинений Ф. в произведениях П. отсутствуют; лишь в главе III «<Арапа Петра Великого>» упоминается персонаж «Приключений Телемака» Ментор для создания исторического колорита: употребляя его имя в нарицательном смысле, Корсаков рисуется своей осведомленностью в новейшей французской словесности (Акад. VIII, 15). Вместе с тем П. держался очень высокого мнения о творчестве и личности Ф. В статье «О ничтожестве литературы русской» (декабрь 1833 – март 1834) он назвал Ф. в числе «созвездия гениев», явившихся во Франции в конце XVII в. (Акад. XI, 270; ср. отзыв в статье «Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности, как иностранной, так и отечественной» (1836) — Акад. XII, 69), а в рецензии «Об обязанностях человека. Сочинение Сильвио Пеллико» (1836) писал, что Ф. «в высшей степени» принадлежит «к сим избранным, которых ангел господний приветствовал именем человеков благоволения» (Акад. XII, 99). В контексте своих размышлений об отношениях писателя и власть имущих, а в связи с этим о сервилизме великих французских писателей эпохи Людовика XIV (П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, Н. Буало) П. выделил из них Ф., подвергшего в «Похождениях Телемака» критике установления абсолютной монархии и за это впавшего в немилость у «короля-солнца»: «...сладкозвучный епископ в книге, исполненной смелой философии, помещал язвительную сатиру на прославленное царствование» (Акад. XII, 271).

8 ноября 1835 П. приобрел три тома собрания сочинений Ф. (Paris, 1835) (Акад. XVI, 96), которые остались неразрезанными (Библиотека П. № 914).

Лит.: Модзалевский Л. Б. Неизвестный автограф Пушкина // Лит. архив. Т. 1. С. 157; Домбровский Ю. «И я бы мог...»: Заметки и размышления писателя // НМ. 1975. № 12. С. 206.

В. Д. Рак