Мучение Ирины — переводной памятник агиографии, получивший распространение в древнерусской письменности. О греческих его списках см.: BHG, t. 2, р. 42—43.
Содержание М. следующее. У царя-язычника града Мегидского рождается красавица-дочь Пеленопия. Царь приказывает построить роскошный «столп», куда поселяет дочь, совершенно изолировав ее от мира, и где она должна пребывать до того времени, когда сможет вступить в брак. Чудесное знамение, истолкованное учителем девушки Апелианом, побуждает ее принять крещение; ангел сообщает Пеленопии ее крестное имя — Ирина. Когда Ликиний вознамерился выдать Ирину замуж, она заявляет о своей приверженности христианству, низвергает языческих идолов и отказывается принести им жертву. Разгневанный Ликиний приказывает раздавить дочь колесницей. Однако конь вырывается из упряжи, отгрызает царю руку, и тот умирает. Конь, заговорив человеческим языком, славит Ирину. Она воскрешает отца, Ликиний крестится и отрекается от царства. На страну нападает царь Седекий. Ирина корит его за приверженность к язычеству. Тогда Седекий заключает ее в ров со змеями, а когда те не причиняют мученице вреда, приказывает жестоко истязать. Однако пила, которой должны перепилить тело Ирины, ломается, вода течет мимо колеса, к которому привязывают Ирину. Седекия забрасывают камнями жители города, он возвращается в свою землю и там умирает. Отомстить за отца приходит сын Седекия Савах, но с божественной помощью Ирина сносит новые истязания, десять тысяч воинов Саваха гибнут от руки ангела, ангел рассекает мечом и самого Саваха. Ирина тем временем творит чудеса: исцеляет больных, воскрешает умершего. Но на ее царство нападает брат Седекия — Нумериан. Снова Ирину подвергают изощренным пыткам, и снова происходят чудеса: огонь не прикасается к телу святой, а раскаленный медный сосуд в виде быка, в котором должна погибнуть мученица, превращается в живого быка. Потрясенный царь приказывает епарху убить его. Некоторое время спустя Ирина просит отвести ее в поле. Там она ложится в пустую гробницу, ее закрывают там, а когда через четыре дня возвращаются к «раке», она оказывается пустой — бог «преложи» Ирину «в рай».
Видимо, обилие нетрадиционных для агиографии мотивов (способность Ирины воскрешать людей, гибель войска язычников от руки ангела, таинственное исчезновение тела святой) привело к тому, что М. иногда рассматривали как апокрифическое: оно упомянуто в перечне ложных книг, в статье «От апостольских заповедей. Правила святых отец 7 соборов о написанных, которые книги подобает почитати и которые отметны имети всегда» (рукопись ГПБ, F.I.263, нач. XVII в.). Но в то же время проложная статья и М. Ирины читаются в Прологе в минеях.
Древнейший список М. — «Мучение святыя и славныя и добропобедныя мученицы Иринии...» (нач.: «В она времена бе цесарь именем Ликиний...») — находится в Успенском сборнике XII—XIII вв. (ГИМ, Синод. собр., № 1063/4). Тот же текст (а не более полный, как полагал Н. С. Тихонравов), читается в сборниках ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 669 и 752 (оба XV в.), а также в ряде списков XVI в.: ГПБ, Солов. собр., № 643/830; ГБЛ, собр. МДА, № 8/94; ГБЛ, Волок. собр., № 199/597 и др. Этот же текст читается в ВМЧ под 5 мая. В прологе могут встречаться под 5 мая «память» Ирины (нач.: «Та бяше единородна сущи Ликиниа Василиска и Ликиниа матери...») и «страсть» (нач.: «Ирина Христова мученица бе дщи василиска при Ликиний...»).
Изд.: Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 146—163; Франко. Апокрифы, т. 5, с. 22—44; Успенский сборник XII—XIII вв. / Изд. подг. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971, с. 135—162.
Лит.: Соч. Н. С. Тихонравова, М., 1898, т. 1, Приложения, с. 76.
О. В. Творогов