Иван Черный, писец

Иван Черный (ум. ок. 1490 г.) — «крылошанин» (клирошанин), один из главных представителей новгородско-московского еретического движения, московский профессиональный писец конца XV в., автор «Преддверия настоащаго сочетаниа». Скупые биографические сведения об И. Ч. содержатся в его приписке к Летописцу Еллинскому и Римскому 1485 г., а также в посланиях новгородского архиепископа Геннадия и в «Просветителе» Иосифа Волоцкого («Просветитель» Иосифа Волоцкого. 4-е изд. Казань, 1903, с. 36).

Согласно этим данным, в 80-е гг. XV в. И. Ч. был занят копированием с новгородского списка текста крупнейшей «литературной энциклопедии русского средневековья» (по выражению Д. С. Лихачева) — Летописца Еллинского и Римского второго вида, которое он закончил 22 июля 1485 г. (ГБЛ, Музейное собр. (собр. Д. В. Пискарева), № 597). Эта работа переписчика носила характер ответственного поручения московских правительственных кругов (Лихачев. Еллинский летописец..., с. 110) и, судя по этому, была уже не первым его делом. В 1487 г. им была окончена переписка «Лествицы» Иоанна Синайского (ГИМ, собр. Уварова, № 447) — имеется подпись И. Ч., а также отредактирован Библейский сборник (ГБЛ, собр. Ундольского, № 1). В своих записях И. Ч. называет себя «Ио Чръны званием и деанми», «Иоанн Черный», «Ивашка Чрьной, что книгы пишет», «Ивашко Черный, яко же именем тако же и делы».

В 80-е гг. XV в. книжник И. Ч. был связан с кружком новгородско-московских еретиков (представителями так называемой «ереси жидовствующих»). Между 1487 г. (дата завершения «Лествицы») и октябрем 1490 г. (датой Послания архиепископа Геннадия митрополиту Зосиме) И. Ч., спасаясь от преследования и нависшей угрозы казни, бежал (по-видимому, в Литву) с другим еретиком — Игнатом Зубовым и скончался в изгнании до начала собора на еретиков 1490 г.

Единственное сохранившееся цельное произведение И. Ч. — «Преддверие настоащего сочетаниа» (в науке известно как Приписка И. Ч. 1485 г. к Еллинскому летописцу второго вида) — было исследовано и опубликовано (А. И. Клибановым) в 1955 г. в приложении к книге Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье. Оно представляет собой Послесловие, сообщающее, кем, когда и по чьему поручению был выполнен труд по переписке Еллинского летописца, и в заключение излагающее библейскую заповедь о любви к богу и ближнему («Сие заповедаю вам, рече, да любите друг друга, ибо весь закон единем словом скончавается, еже любити бога и ближняго...») и предостерегающее «строптивых» «не скакати на тръние»: «Аще бо и строптивый кто, да уцеломудрится не скакати на тръние на земи телесы, да не примет раны». Кроме того, на полях Еллинского летописца, Библейского сборника и «Книги пророчества» Ветхого завета (ГПБ, F.1.3) имеются глоссы И. Ч. (указания «Зри» и т. п.), иногда переданные буквенными знаками пермского алфавита (так называемые Пермские глоссы). Путем соотнесения их с местами, на которые они указывают, возможна частичная реконструкция некоторых взглядов И. Ч.

Изд.: Казакова Н А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. М.; Л., 1955, с. 277—299.

Лит.: Лихачев Д. С. Еллинский летописец второго вида и правительственные круги Москвы конца XV в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1948, т. 6, с. 109—110; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.; Л., 1960, с. 90—92, 109, 142, 177, 181—182, 200—201, 496, 502; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в. М., 1960, с. 35—62, 191—192, 200—206, 228—251, 297, 351—366, 387; Клосс Б. М. Книги, редактированные и писанные Иваном Черным // Зап. Отд. рук. ГБЛ. М., 1971, т. 32, с. 61—72.

Н. Ф. Дробленкова