Максим, митрополит Киевский и Владимирский

Максим (ум. 1305 г.) — митрополит Киевский и Владимирский, автор Правил. М. родом грек, рукоположен в митрополита всея Руси в 1283 г. По прибытии на Русь сразу же совершил путешествие в Орду. Вернувшись в Киев, созвал там собор русских епископов (обсуждавшиеся там вопросы неизвестны). В 1285 г. М. побывал во Владимире на Клязьме, Новгороде, Пскове, Галиче, на Волыни. В 1288 г. в киевском Софийском соборе поставил владимиро-суздалъского епископа Иакова. В 1289 г. там же рукоположил ростовского епископа Тарасия и тверского Андрея. В 1295 г., будучи во Владимиро-суздальской земле, поставил владимиро-суздальского епископа Симеона. В 1299 г. со всем своим двором ушел из Киева, население которого разбежалось по причине монголо-татарского насилия, и поселился во Владимире на Клязьме, тамошнего же епископа Симеона перевел в Ростов. В 1300 г. ходил в Новгород, посвятил там во владыки Феоктиста. В 1301 г. был в Константинополе, присутствовал на патриаршем соборе. Во время этого путешествия получил в подарок от игумена Ратского монастыря на Волыни Петра (будущего митрополита) написанную тем икону богородицы, принес ее во Владимир. В период его управления русской церковью митрополия подверглась разделу, так как в 1302 г. константинопольский патриарх Афанасий по просьбе галицкого князя Юрия Львовича возвел галицкую епископию в ранг митрополии Малой Руси, тем самым выведя ее и пять других западнорусских епископий (перемышльскую, владимиро-волынскую, луцкую, холмскую и туровскую) из-под власти М. Согласно рассказу об убийстве в Орде великого князя Михаила Ярославича Тверского, митрополит М. в 1304 г., после смерти великого князя Андрея Александровича, по просьбе великой княгини Оксиньи, матери князя Михаила, удерживал московского князя Юрия Даниловича от борьбы с Михаилом Ярославичем Тверским за великое княжение Владимирское, когда тот, направляясь в Орду, находился во Владимире. Вернувшегося из Орды с ярлыком Михаила Ярославича митрополит М. торжественно сажал на Владимирский великокняжеский стол. Умер М. 16 декабря 1305 г., похоронен в Успенском соборе во Владимире. Сохранившееся в Кормчих «Правило» митрополита М. (нач.: «Благословение Максима митрополита всея Руси и всем христианом правоверным») касается главным образом вопроса о постах. В конце «Правила» М. меняет тему и говорит о браках. Обращаясь к «детем» и «чядам» своим, «порожденим в купели новосвященней», он призывает их строго соблюдать правила церковного брака. Написано Правило простым языком, без цитат Св. писания и риторических оборотов.

Изд.: Макарий, митр. История русской церкви, СПб., 1866, т. IV, с. 365—367; РИБ, 1880, т. 6, стб. 139—142.

Г. М. Прохоров