Иоанн, архиепископ Новгородский

Иоанн (1388—1414 гг.) — архиепископ Новгородский, автор Послания на Двину (ок. 1397 г.) и «Благословения» и «Указа» (ок. 1410 г.). И. был третьим новгородским ерхиепископом с этим именем. Послание приписывается ему С. В. Рождественским после сопоставления его с жалованной грамотой великого князя Василия I Дмитриевича Двинской земле 1398 г., а также с летописными записями и некоторыми другими документами того времени. В 1397 г. великий князь, учтя антагонизм двинского и новгородского боярства, предложил «Двинской слободе» отложиться от Новгорода и перейти под его великокняжескую власть, чем спровоцировал восстание двинян против Новгорода; грамота 1398 г. была его политическим договором с двинянами о правах. Грамота же архиепископа И. является ответом на просьбу жителей Двинской земли разрешить «вседневную службу» в архангельском монастыре св. Михаила. Благословляя просивших, владыка перечисляет их и тем самым дает историкам возможность судить о социальной структуре двинского населения («...буди милость божия... на посадниках двинских, и на двинских боярах, и на боярах новгородских, на владычне наместнике, на купецком старосте, и на всех купцах новгородских и заволочских, и на игуменах, и на попех, и на всем причте церковном, и на соцком, и на всех крестьянах...»), при этом он указывает и пределы Двинской земли («от Емцы и до моря»). Архангельский Михайлов монастырь, до той поры бывший, по всей видимости, вольным скитом или пустынью, делался этой грамотой приходским, или земским, монастырем, получал игумена Луку, и в нем устанавливалась «вседневная служба». Подлинник грамоты в 1813 г. хранился в монастыре; до нас не дошел.

И. также принадлежат взаимосвязанные «Благословение архиепископа новгороцкаго Иоанна к христианам святыа Софиа» и «Указ о проскурьнисании святым трем исповедником: Гурию, Самону и Авиву». Написаны они по случаю происшедшего в 1410 г. в новгородском Софийском соборе и отмеченного в новгородских летописях знамения от иконы святых мучеников Гурия, Самона и Авива «о судех (или, что вернее, «о сосудех») церковных». По всей видимости, похитители церковных сосудов были каким-то образом уличены перед этой иконой. И. по этому поводу пристроил «со владычня двора» каменный придел к Софийскому собору во имя этих трех мучеников. В «Благословении» и «Указе» он велит «христианом святыа Софиа» в случаях пропаж прибегать не ко кресту и присяге, а к чудотворной иконе святых мучеников; священники же должны при этом на проскомидии прочесть молитву святым мученикам («...гибелником помозите, виновных обличите, гортани шкодником затворите. Исаче, свяжи их! Иакове, и пути их загради и на все стороны темны сотвори, да будут пути их ползкы и ангел господень погоняя их!»), приготовить крестообразную просфору и, вынимая поочередно четыре ее частицы, произносить имена сначала мучеников, а затем, в четвертый раз, — тех, кто должен будет есть просфору «виновным на обличение»; далее во время литургии — раздать людям просфоры, — «а хто не снесть хлебца, тот по суду виноват будеть». Под «христианами святыа Софиа» имеются в виду, возможно, не новгородцы или не только, но жители принадлежавших святой Софии земель.

Изд.: Амвросий. История российской иерархии. М., 1812, т. 3, с. 300—301; Макарий, архиеп. История русской церкви. СПб., 1866, т. 4, с. 294—296, 382—384; РИБ. СПб., 1880, т. 6, № 36, стб. 305—308; Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах. СПб., 1903, ч. 2, с. 145—146.

Лит.: Рождественский С. В. Послание новгородского архиепископа Иоанна на Двину как источник для истории Двинского восстания 1397 г. // Докл. Рос. АН, 1925, с. 51—54.

Г. М. Прохоров