Иринарх Глушицкий, инок Глушицкого монастыря

Иринарх Глушицкий (XV—XVI вв.) — инок Глушицкого монастыря во имя Покрова Богородицы на Кубенском озере в Вологодской области. Писал житие основателя своего монастыря, Дионисия Глушицкого (ум. 1437 г., память 1 июня), в 1495 г. по поручению соборных монастырских старцев. Основывался в своем повествовании на словах и записках людей, которые слышали рассказы учеников Дионисия, хорошо его знавших (Амфилохия, Макария, Михаила), а также на записках очевидцев и современников. Часто ссылается на устные сообщения старых людей и на письменные источники (например, «а писал Макарий, ученик Дионисиев»). В заимствованных частях текста иногда сохраняет первое лицо авторов — современников Дионисия. Судя по дословному совпадению рассказа о свидании Дионисия Глушицкого с ростовским архиепископом Дионисием в житии и «Сказании о Каменном монастыре» Паисия Ярославова. И. Г. имел в своем распоряжении ту же запись, которой пользовался и Паисий. Самого Сказания И. Г. не знал, судя по тому, что начал свой рассказ прямо с поселения Дионисия на берегу Кубенского озера, заявив, что ничего не смог узнать о родителях, детстве и отрочестве святого, и, по-видимому, не зная и того, о чем написал в своем Сказании Паисий (а именно о том, что Дионисий был уроженцем Вологды, мирским его именем было Дмитрий, что в отрочестве он пришел в Спасо-Каменный монастырь к игумену Дионисию, будущему архиепископу Ростовскому, и прожил там девять лет, прежде чем основал свой собственный монастырь во имя Покрова Богородицы поблизости от заброшенного монастыря во имя святого Луки на месте, называемом по имени того монастыря «Святой Лука»). В предисловии к Житию И. Г. запечатлел свое имя сложной анаграммой. По оценке В. О. Ключевского, Житие Дионисия Глушицкого как исторический источник принадлежит «к числу немногих превосходных житий, какие можно найти в древнерусской литературе». В стиле жития сочетаются простота исторического повествования, подобная стилистической простоте «Сказания о Каменном монастыре», и риторическая усложненность предисловия и похвальных словес. Житие сохранилось в значительном числе списков.

Включено под 1 июня в ВМЧ митрополита Макария. Не издано.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 193—195; Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894, с. 78—105; Коноплев Н. Святые Вологодского края // ЧОИДР, 1899, кн. 4, отд. 4, с. 43—53; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых // РФВ, 1901, № 3—4, с. 38—43.

Г. М. Прохоров