Мучение Феодора Тирона — переводной агиографический памятник, распространенный в древнерусской письменности. М, («Мучение святого Феодора Тирона, ему же память творим в первую субботу поста»; нач.: «Максимиан царь посла по всему своему царству…» или «Максимиан и Диоклитиан царя посласта…») читается в четьих минеях под 17 февраля. В М. повествуется, как тирон (воин-новобранец) Феодор отказывается выполнить повеление императора Максимиана и препосита (воинский чин в Римской империи) Вринки и принести жертву языческим богам. Феодор спорит, отстаивает свою христианскую веру перед Вринкой и дукинарием (воинский чин) Посидоном, а когда они отпускают Феодора, тот поджигает языческий храм. Феодора хватают и ведут на суд к князю Поплию, а затем заточают в темницу, обрекая на голодную смерть. Однако с божественной помощью святой остается жив и в темнице, окруженный ангелами, славит бога. Феодора подвергают жестоким мукам и сжигают, но тело его остается целым, и христианка Евсевия хоронит его и воздвигает над местом погребения церковь.
В Прологе под тем же числом (начиная с древнейшего списка Пролога — ГПБ, Соф. собр., № 1324, XII—XIII вв.) читается статья: «Страсть святого и великого мученика Феодора Тирона» (нач.: «Святый Феодор Тирон бе в царстве Максимияне и Максимине горькою гонителю...»), восходящая к греческому менологию. В ней рассказывается, как тирон Феодор, видя самоотверженную борьбу христиан с притесняющими их язычниками, сам решает исповедовать новую веру. Он сжигает языческий храм, за что мученика «ввергают в огнь». В проложной статье также упоминается Вринка и «место» Амасия и Еухант — селения, где погиб и где погребен Феодор. Здесь же появляется и новый мотив — Феодор одолевает дракона, решая, что, победив чудовище, он одолеет и дьявола. Этот мотив, кратко намеченный в проложной статье, лег в основу апокрифа о Феодоре Тироне. На него указывают некоторые индексы ложных книг: «Федора Тирона еже о змии» (см.: Пыпин А. Для объяснения статьи о ложных книгах. — ЛЗАК за 1861 г. СПб., 1862, вып. 1, с. 40). В апокрифе — «Чудо бывшее святого Феодора Тирона, како выведе матерь от змеа» (нач.: «Во времена Уалента царя, царствующу в Афимстем граде...») или «Слово святого мученика Феодора Тирона» (нач.: «В время Уалента царя, царьствующе в Афунеистем граде...») рассказывается, как «первый боярин» Феодор Тирон одолел дракона, которому жители города приносили дань, так как, не получив даров, дракон, обитавший в подземелье близ некоего кладязя, «удерживал» воду и жители страдали от жажды. Дракон похитил мать Феодора. Воин проник в змеиное царство, с божественной помощью одолел дракона и его воинство. Мотивы мучения Феодора оттеснены здесь на второй план: лишь в конце апокрифа упоминается о том, что преемник царя, которому служил Феодор, казнит его и после смерти святого совершаются чудеса.
В Златоусты входит статья «Сказание Нектария патриарха, «то ради празднуем суботу 1-й недели поста святого великомученика Феодора Тирона» (нач.: «Приидите, слышите, вернии, како благий Христос наш не остави нас...» или «Яко много множество благостыня твоея, господи…»). В ней повествуется, как император Юлиан, желая оскорбить религиозные чувства христиан, приказывает разрешить продажу в канун поста лишь оскверненной языческими «требами» пищи. Патриарху Нектарию является в видении великомученик Феодор и советует сварить пшеницу и раздавать ее бедноте, иначе лишенные запасов продовольствия бедняки будут покупать на торжище оскверненную «ядь». С той поры, говорится далее, первая неделя поста и стала именоваться Федоровой. По наблюдениям Т. В. Черторицкой (О начальных этапах формирования древнерусских литературных сборников Златоуст и Торжественник (Триодного типа). — В кн.: Источниковед. лит. Древней Руси. Л., 1980), эта статья встречается уже в триодных сборниках XIV в.: ГИМ, Чуд. собр., № 20 и ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 9.
В исследовательской литературе апокрифические легенды о змееборстве Феодора Тирона нередко смешиваются с аналогичными легендами о Феодоре Стратилате (см. Мучение Феодора Стратилата).
Изд.: Житие св. Федора Тирона. — ПЛ, вып. 3, с. 143—145; Федор Тирон. — В кн.: Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 93—99; Франко. Апокрифы, т. 5, с. 144—159.
Лит.: см. в статье Мучение Феодора Стратилата.
М. А. Салмина