Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря

Феодосий (ок. 1036 — 3 V 1074 г.) — игумен Киево-Печерского монастыря, церковно-политический деятель, автор поучений. Ф. родился в состоятельной семье в г. Васильеве (под Киевом), детство провел в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители. Отец Ф. умер, когда ему было 13 лет. С отроческих лет Ф. отличался необычайной религиозностью, своим экзальтированным благочестием и смирением вызывал гнев матери. В 1055—1056 гг. покинул родительский дом и ушел с паломниками в Киев; там он постригся в монахи и поселился в пещере вместе с Никоном Великим и Антонием. Ф. явился одним из создателей Киево-Печерского монастыря и был его вторым (после Варлаама) игуменом (с 1062 г. до смерти). Под руководством и по инициативе Ф. были возведены многие монастырские строения, в том числе знаменитый Успенский собор (завершен в 1078 г.). Ф. активно участвовал в политической жизни Киева, решительно выступил против князя Святополка, свергнувшего Изяслава в 1073 г. Подробный рассказ о жизни Ф., где наряду с легендарными мотивами отразились и действительные факты его биографии, содержится в обширном житии, написанном Нестором, биографические сведения о нем имеются также в Повести временных лет (в статьях 1051, 1073, 1074 гг.; в статье 1091 г. повествуется о перенесении мощей его, в статье 1108 г. о внесении его имени в синодик для поминания) и в Патерике Киево-Печерском.

Ф. приписывалось более двадцати различных произведений, однако с достаточным основанием можно считать его автором двух посланий, восьми поучений и одной молитвы. О популярности творчества Ф. можно судить как по большой распространенности его произведений, так и по фактам проникновения его послания к Изяславу и поучения «о хождении к церкви и о молитве» в сербскую литературу.

Послание Ф. князю Изяславу Ярославичу («Въпрошание Изяславле князя, сына Ярославля, внука Володимеря, игумена Феодосья Печеръскаго монастыря»), сохранившееся в двух списках (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 4/1081, кон. XIV — нач. XV в. и ГПБ, Соф. собр., № 1285, XV в.), представляет собой ответ Ф. на вопрос князя Изяслава (1054—1073 гг.), можно ли по воскресным дням есть мясо. Хотя А. А. Шахматов, А. И. Лященко, Г. П. Бельченко и некоторые другие сомневались в авторстве Феодосия (приписывая поучение Феодосию Греку), характер вопроса свидетельствует о написании памятника именно в ранний период русского христианства; к тому же оба списка указывают на Ф. как автора и Изяслава Ярославича как адресата послания. К тому же князю адресовано и другое послание Изяславу («Слово святаго Феодосья игумена Печеръскаго монастыря о вере крестьянской и о латыньской»), написанное, как полагают, в 1069 г., и сохранившееся в тех же сборниках, что и предыдущее, а также в ряде списков более позднего времени. Это послание было использовано в летописи — в так называемом «исповедании веры», читавшемся уже в Начальном своде 1095 г.

Большинство исследователей приписывает Ф. также следующие поучения: «о терпении и о любви», «о терпении и о любви и о посте», «о терпении и милостыни», «о терпении и о смирении», «о хождении к церкви и о молитве», «о душевной ползе» (нач.: «Аз, грешный и ленивый, погребый свой талант в земли...»), другое поучение «о ползе душевной» (нач.: «Тем убо аз ныне дръзнух се писати вам...») и поучение («слово») «к келарю». Пять из названных поучений входят в состав пергаменного сборника середины XV в. (ГБЛ, собр. Румянцева, № 406), а также читаются в иных более поздних списках. «Поучению к келарю» обнаружено в сборнике ГПБ, Соф. собр., № 1262, XIV—XV в. и других списках того же времени и последующих веков. Сомнения в принадлежности Ф. вызывает, по мнению И. П. Еремина, лишь первое из поучений «о душевной пользе», так как в нем обнаруживается несвойственный другим произведениям этого автора «налет риторики». Хотя атрибуция названных поучений Ф. была предложена еще в середине XIX в. С. П. Шевыревым и Макарием, сомнения в авторстве того или иного произведения все же возможны.

Молитва Ф. «за вся крестьяны» была открыта и опубликована Ф. И. Буслаевым по древнейшему списку — Псалтири 1296 г. (ГИМ, Синод. собр., № 235). Она известна в многочисленных списках.

Помимо названных произведений Ф. приписывалось также поучение «о казнях божиих», частично входящее в состав ПВЛ и ряд других слов и поучений и молитв (см.: Никольский. Повременный список, с. 170—179, 181—188, 195—197). Произведения Ф. неоднократно издавались. Лучшее издание двух посланий, восьми поучений и молитвы, с наибольшим вероятием приписываемых Ф., осуществлено в 1947 г. И. П. Ереминым.

Изд.: Макарий, еп. Сочинения преподобного Феодосия Печерского в подлинном тексте. — Учен. зап. II отд. имп. АН, 1856, кн. 2, вып. 2, № 11, с. 193—224; Буслаев Ф. Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских, собранные из XV рукописей Московской Синодальной библиотеки. — В кн.: Матер. для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. М., 1855, с. 23—29; Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под ред. проф. А. И. Пономарева. СПб., 1894, вып. 1, с. 26—46; Яцимирский А. И. Из славянских рукописей: Тексты и заметки. М., 1898, с. 1—30; Чаговец В. А. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901; Никольский Н. Сербский список поучений о хождении к церкви и о молитве, приписываемый св. Феодосию Печерскому. — Библиографическая летопись. СПб., 1915, т. 2, отд. 2, с. 68—71; Еремин И. П. 1) Из истории древнерусской публицистики XI века (Послание Феодосия Печерского к князю Изяславу Ярославичу о латинянах). — ТОДРЛ, 1935, т. 2, с. 21—38; 2) Литературное наследие Феодосия Печерского. — ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 159—184.

Лит.: Кубарев А. Нестор, первый писатель российской истории, церковной и гражданской. — В кн.: Русский исторический сборник / Изд. ОИДР. М., 1842, кн. 4, с. 394—408; Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. М., 1850, т. 2, с. 38; Макарий, еп. Преподобный Феодосии Печерский как писатель. — В кн.: Исторические чтения о языке и словесности II отд. имп. АН, 1854 и 1855 гг., 1856, с. 232—261; Срезневский И. И. Источник поучения, внесенного в Повесть временных лет и приписанного преподобному Феодосию Печерскому. — СОРЯС, 1867, т. 1, с. 34—43; Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян: (XI—XV вв.). М., 1875, с. 69—81; Петров Н. Подлинность поучений преп. Феодосия Печерского о питии и чашах тронарных и о казнях божиих. — ИОРЯС, 1897, т. 2, кн. 3, с. 783—785; Шахматов А. А. 1) Киево-Печерский патерик и Печерская летопись. — Там же, с. 795—844; 2) «Повесть временных лет» и ее источники. — ТОДРЛ, 1940, т. 4, с. 104—111; Лященко А. И. Заметки о сочинениях Феодосия, писателя XII в. — В кн.: Отчет о состоянии училища при реформатских церквах за 1899—1900 г. СПб., 1900, с. 24—26; Бельченко Г. П. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения (по поводу книги В. А. Чаговца). Одесса, 1902; Никольский. Повременный список, с. 187—192; Харлампович К. В. О молитвах преп. Феодосия Печерского. — ИОРЯС, 1912, т. 17, кн. 2, с. 165—174; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913; Сперанский М. Н. К истории взаимоотношений русской и юго-славянских литератур. — ИОРЯС за 1921 г., 1923, с. 159—161; Висковатый К. К вопросу об авторе и времени написания «Слова к Изяславу о Латинех». — Slavia, 1939, гоč. 16, seš. 4, с. 535—567; Украïнськi письменники, с. 187—192; Орешников А. С. К истории Начального летописного свода: (О составителе и времени составления «Поучения о казнях божиих»). — Тр. Моск. гос. ист.-архивн. ин-та. М., 1961, т. 16, с. 481—487; Гудзий Н. К. О сочинениях Феодосия Печерского. — В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. статей к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963, с. 62—66; Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977, с. 174.

Доп.: Кара Н. В. Особенности цитирования традиционных текстов в поучениях Феодосия Печерского. — Вестн. ЛГУ, 1983, № 8. История, язык, литература, вып. 2, с. 64—68.

О. В. Творогов